«А вот мои могилевские коллеги восприняли идею «Нью Васюков» с юмором». Композитор Владимир Браиловский вспоминает о музыке и не только

775
Подготовил Евгений БУЛОВА. Фото автора и из архива Владимира БРАИЛОВСКОГО
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов, выпускник Московской консерватории повествует о прожитых годах. В частности, о работе в Музыкальном обществе. Фрагменты из мемуаров.

Самая многочисленная ячейка

Апрель 2024 г., Могилев. Здание музея Масленикова, где в конце 1980-х годов размещалось Музыкальное общество.
Апрель 2024 г., Могилев. Здание музея Масленикова, где в конце 1980-х годов размещалось Музыкальное общество.

Между прочим, во время этих поездок, даже в самых отдаленных районах я обнаружил немало профессиональных музыкантов, окончивших Могилевское музучилище или Минский институт культуры (сегодня – Белорусский университет культуры и искусства). Некоторые меня хорошо знали еще по Могилеву, они же в первое время составляли актив нашей организации «на местах». Познакомился я тогда и со всеми заведующими отделами культуры, многие из которых имели высшее музыкальное образование и в дальнейшем стали моими союзниками по организации различных культурных мероприятий.

Совсем другая ситуация складывалась в родном областном центре. Если моя агитация в районах все-таки имела какой-то отклик, и появление наших «первичек» там было на самом деле событием, то мои могилевские коллеги восприняли идею «Нью Васюков» с юмором. За свою жизнь они уже пережили немало компаний по созданию разных «добровольных» никому не нужных обществ, все участие в которых ограничивалось более или менее регулярным сбором взносов.

Март 2023 г., Могилев. В 1980-х в этом музучилище преподавал Владимир Браиловский.
Март 2023 г., Могилев. В 1980-х в этом музучилище преподавал Владимир Браиловский.

Особенно волнительным для меня было проведение собрания в музучилище, где я преподавал ранее, и еще работала моя супруга. Это было единственное место, где пламенные речи о высоком искусстве не находили никакого отклика, да и отношение преподавателей ко мне было неоднозначным. К тому времени я еще не привык, что любая социальная активность, особенно в провинции, воспринимается «нормальными» людьми как карьеризм и стремление к материальной выгоде. Это понимание пришло ко мне значительно позже, хотя и не изменило моего «неправильного» характера.

И все-таки мероприятие прошло успешно – почти все преподаватели училища добровольно-принудительно записались в очередную общественную организацию. Так что, на базе этого учебного заведения возникла самая многочисленная, на тот момент даже в республике, ячейка борцов за высокое музыкальное искусство.

Первая задача была решена

1990-е годы, Могилев. Выступает Владимир Браиловский.
1990-е годы, Могилев. Выступает Владимир Браиловский.

Дальше все пошло как по маслу. Без особых проблем «первички» появились во всех могилевских ДМШ и домах культуры. На удивление активно пополняли ряды Музыкального общества и в ДК «Химволокно», где наша студия вокала уже стала весьма авторитетной. Самодеятельным артистам особенно импонировало получение красивых членских книжек, за которые не жалко было отдать раз в год небольшую часть своей зарплаты. А в таком, по выражению Ильфа и Петрова «высококультурном центре» как Бобруйск, мне даже пришлось провести несколько дней. Там функционировали две музыкальные школы, несколько домов культуры с достаточно сильными самодеятельными коллективами, а музыкальная профессия в то время была чрезвычайно престижной.

1970-е годы, Киргизия. Владимир Браиловский (слева) среди коллег-музыкантов.
1970-е годы, Киргизия. Владимир Браиловский (слева) среди коллег-музыкантов.

Итак, первая задача – создание собственной инфраструктуры – за достаточно короткий срок была решена. На проходившем в Минске первом Съезде нашей республиканской организации Могилевское отделение сразу же вышло в лидеры по всем показателям. Хотя и в других областях мои коллеги не дремали, стараясь максимально воспользоваться предоставленными возможностями. Отмечу также, что почетную должность председателя республиканского Музыкального общества тогда занял главный дирижер Национального академического народного хора имени Цитовича Михаил Павлович Дриневский, получивший в тот год звание Народного артиста БССР. А вся административная работа была возложена на его заместителя Томаса Матвеевича Курило, рискнувшего поменять спокойное место в Республиканском Доме художественной самодеятельности на неопределенные перспективы в новой организации.

Продолжение следует.