«Он абсолютно нормальный ребенок, только очень скромный»: как помочь ребенку с синдромом Аспергера. Советует психолог

223
Подготовила Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото на титуле Pixaby
Ребенок может часами решать задачки или рисовать, его абсолютно не тяготит одиночество, а вот необходимость общаться с другими людьми зачастую становится серьезным испытанием. Большинство родителей списывают эти особенности «на характер». Всегда ли это так?

«Моему сыну поставили диагноз «синдром Аспергера», а мне кажется, что он абсолютно нормальный ребенок, только очень скромный и не хочет общаться с другими детьми. При этом он может подолгу заниматься теми делам, которые ему нравятся, очень спокойный и любит быть один. Как я могу понять, что у него действительно синдром Аспергера? И если это так и есть, чем я могу ему помочь?» (Светлана)

На вопрос читательницы отвечает психолог Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:

Психолог Ирина Барановская
Психолог Ирина Барановская

– Синдром Аспергера – это нейробиологическое расстройство, относящееся к общим расстройствам развития или расстройствам аутистического спектра. Диагностируется синдром Аспергера в промежутке от 4 до 11 лет и, как правило, он чаще встречается у мальчиков (около 80% всех зарегистрированных случаев).

Для синдрома Аспергера характерно наличие нарушений социального взаимодействия и повторяющееся стереотипичное поведение или действия. При этом он не сопровождается задержкой в развитии речи и другими речевыми нарушениями. Дети с СА в большинстве случаев не отстают в интеллектуальном развитии, более того, у таких детей нередко встречаются хорошие способности или углубленные знания в той области, к которой у них возникает сверхценный интерес. И отличаются они от обычных детей только в поведении.

Что в первую очередь должно насторожить и стать поводом для обращения за консультацией к специалисту?

Это, так сказать, основная триада нарушений:

  1. Нарушение социальной коммуникации. В первую очередь это выражается в сложности понимания жестов, интонаций и выражений лица (то есть, трудности в вербальном общении). Ребенок с СА не вкладывает в свою речь различные оттенки тона во время разговора, интонации голоса у него, как правило, монотонные или слишком преувеличенные. Ребенок кажется равнодушным и не способным к эмоциям, он не обладают чувством юмора, не понимает завуалированных оборотов речи (метафор, пословиц, идиом), иронии и сарказма, он не понимает неписаные социальные законы (например, ему практически невозможно объяснить, что нельзя нарушать личных границ другого человека, то есть приближаться слишком близко к собеседнику во время разговора). Также он может обижать других своими высказываниями, при этом сам не желая и не понимая этого. Это приводит к трудностям в общении с другими детьми.
  1. Нарушение социального взаимодействия. Это выражается, в том, что ребенку очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Он не понимает, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые интересуют его, но и те, что интересны предполагаемому другу. Неспособность правильно реагировать на социальные взаимодействия может выглядеть как бесчувственность, игнорирование чувств других, при этом сам ребенок может быть очень чувствителен к критике.
  2. Нарушение социального воображения. Ребенку трудно представить и предсказать другие варианты развития различных событий, он не может понять точки зрения других детей, если они отличаются от его точки зрения. Ему тяжело понять чувства, интонации и мысли других детей, так как он не понимает язык мимики и жестов. Ему очень сложно играть с другими детьми, особенно в творческие и ролевые игры, где нужно притворяться и изображать кого-либо, поэтому он будет отдавать предпочтение тем играм, где требуется логика и последовательность действий.

Существуют и ряд косвенных признаков, по которым мы можем говорить о синдроме Аспергера, причем некоторые из них родителям могут казаться нормальными, и они списывают их на «особенности характера»: фанатичная любовь к порядку, узкие и одержимые интересы, сенсорные нарушения, физическая неуклюжесть, проблемы со сном.

Чем могут помочь таким деткам родители?

В первую очередь ни в коем случае не избегать контактов со специалистами, ведь только врач определяет тактику ведения и немедикаментозной терапии в каждом отдельном случае. Тем более, что прогноз развития заболевания зависит в большой степени зависит от своевременной постановки диагноза и проведения правильных психотерапевтических мер: при правильном подходе к лечению, около 20% детей, став взрослыми, лишаются «статуса» личности с синдромом Аспергера.

Родители могут в свою очередь оказать посильную помощь специалистам в адаптации ребенка к общественной жизни: учить его, как заводить друзей, поддерживать и развивать отношения ребенка с другими детьми, помогать ему бороться с тревогой и страхом, научить его жить со своим диагнозом. Нужно активно поощрять ребенка, когда он уходит из своего внутреннего мира размышлений и фантазий: вовлекать в различные физические занятия и соревнования, командные игры и др.

Очень важным является предупреждение эмоциональных вспышек и агрессии у ребенка: тут от родителей зависит отслеживание возможных стрессовых ситуаций, смягчение или предупреждение их, обучение ребенка тому, как можно справляться со стрессом.

Обязательно поговорите с педагогами в детсаду или школе, попросите их помочь обеспечить вашему «особенному» ребенку безопасную и предсказуемую для него среду. Необходимо минимизировать любые перемены в процессе учебного дня, организовать стабильный распорядок дня, заранее готовить ребенка постепенно даже к минимальным переменам. Помните, если для обычных людей такие незначительные перемены особой роли не играют, то ребенка с синдромом Аспергера они очень сильно пугают, ему действительно страшно!

Дети с СА часто подвергаются буллингу, поэтому не нужно скрывать особенности своего ребенка, лучше открыто поговорить с его одноклассниками (или попросить сделать это учителя), рассказать им о синдроме Аспергера, акцентируя внимание ребят на том, что это не означает какую-то «ущербность», но в силу психологических особенностей таких детей, требует правильного выстраивания отношений. Хорошо, если вам удастся найти общий язык с педагогами и попросить их хвалить тех детей, которые относятся к ребенку с СА с пониманием и дружелюбием, пытаются с ними взаимодействовать.