Иван-чай, волшебные травы и секреты обережных кукол в «Зеленой роще». Как биолог стала ремесленницей, а затем и травницей

410
Елена Николаева, фото автора
Каждую неделю с пятницы по воскресенье на этнохуторе «Зеленая роща» работают домики ремесленников. Здесь могилевчане и гости города могут приобрести вещи ручной работы, прогуляться и ощутить деревенский колорит, не выезжая из Могилева.

«Старожил» этнохутора Маргарита Старостенко встречает меня как гостя: на импровизированном столике нас ждет заваренный иван-чай с вареньем из крыжовника с грецкими орехами, скамейка устлана самодельными уютными цветастыми ковриками – такие плела моя бабушка в деревне. Птицы в роще тоже встречают – трезвонят радостную песнь весны, оду распускающимся почкам и цветущим подснежникам.

Травница Маргарита Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев. Травяные гобелены.
Травница Маргарита Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев. Травяные гобелены.

Чаи хорошего настроения

Травяные чаи и сборы – специализация Маргариты в Зеленой роще. Ее половина домика от «Шчырай майстэрнi» похожа на избушку из сказок: повсюду висят пучки трав, гобелены, сплетенные из растений, на полках – разнообразие баночек с травами для сборов. Обережные куклы, сделанные своими руками, охраняют все это добро от шкодливой нечисти.

Дом «Шчырай майстэрнi». «Зелёная роща». Могилев.
Дом «Шчырай майстэрнi». «Зелёная роща». Могилев.

– Больше десяти лет назад привезла из деревни иван-чай, попробовала ферментировать. Получился настоящий чайный напиток, – рассказывает Маргарита, разливая его по чашкам. Ее копорский чай на самом деле оказался ароматным и отменного мягкого вкуса.

– Где-то года два еще «договаривалась» с кипреем, изучала способы ферментации, сушки, и теперь большинство чаев делаю на его основе, – добавляет травница. Сегодня она ферментирует листья смородины, яблони, груши, вишни, черемухи и других фруктовых деревьев и ягодных кустарников. – Муж мне смастерил очень удобные полки на балконах: прямые лучи солнца на них не попадают и при этом травы хорошо проветриваются, – продолжает она. – От сушки во многом зависит качество чая. Очень важно сохранить полезные свойства трав и аромат.

Иван-чай у Маргариты Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев.
Иван-чай у Маргариты Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев.

Договорившись с иван-чаем, Маргарита занялась сборами из лекарственных трав. Традиционными – от кашля, успокаивающими, женскими, мужскими... Что касается лекарственных сборов, травница готовит их согласно рекомендаций, по книжным рецептам. Но есть у нее и фантазийные: к примеру, «Чай хорошего настроения», «Для чтения книг», «Лесной чай», «Печерский сбор», «Солнечный чай» из растений с желтыми цветками и другие – в общем, волшебные чаи под настроение.

Маргарита училась на биологическом факультете БГУ. Со второго курса студенты проходили летние полевые практики, в том числе ботаническую, где учились определять растения и их свойства. Так что с тех пор Маргарита знает почти каждую травинку в лицо и поименно.

Материал для чаев могилевчанка собирает везде, где можно, и где, говорит она, «разрешают духи мест». Обязательно в чистых районах. Для этого ремесленница уезжает на велосипеде за город, и, если вы однажды в лугах или лесах встретите женщину с корзинками, полными душистых трав, у которой из рюкзака торчит пустырник, – вполне возможно, ее зовут Маргарита.

На вопрос, где искать ту или иную траву, мастерица отвечает уклончиво (видимо, секрет фирмы), но говорит, что нужные растения растут повсюду. По ее словам, травы из разных мест будут отличаться по вкусу и запаху. К примеру, луговой чабрец длинный, очень сочный, с ярким запахом. Хорошо подходит для заваривания чая. Лесной же невысокий, тоненький, с грибным привкусом. Лесной чабрец можно использовать как специю. А вот с мятой разница в другом. Если хотите получить напиток с ароматом мяты, нужно добавлять домашнюю мяту, растущую в огороде, а если – мятное послевкусие, то стоит добавить дикую.

Травяные чаи. «Зелёная роща». Могилев.
Травяные чаи. «Зелёная роща». Могилев.

Изделия из кожи, борщевика и льна

Ремесленницей Маргарита стала задолго до того, как занялась травяными сборами.

После 13 лет работы в Центре экологического воспитания женщина попала на обувную фабрику, где у нее был доступ к остаткам кожи. Вот с них и началось ремесло. Из никому не нужных обрезков Маргарита делала браслеты, собирала серьги и другие кожаные украшения. Но скоро в Могилеве появились ремесленники, работавшие с кожей на профессиональном уровне.

– Я поняла, что нужно найти что-то свое. Занялась обработкой борщевика: научилась мастерить из него посохи дождя, декорировать часы, делать шкатулки и панно, сувениры. Очень люблю белорусский лен: шью из него льняные сумки, палантины, косынки и, конечно, наборы для чаепития (скатерти, салфетки, кольца для салфеток).

Украшение из кожи. «Зелёная роща». Могилев.
Украшение из кожи. «Зелёная роща». Могилев.

Спросите, откуда у биолога такие навыки и умение работать с разнообразными материалами?

– Когда я училась в школе, раз в неделю в старших классах мы ходили на занятия в УПК – учебно-производственный комбинат. За два года школьники осваивали какую-либо профессию, – вспоминает ремесленница. – Я выбрала специальность «рабочий по изготовлению сувениров, инкрустация соломкой» на Могилевской фабрике художественных изделий. Там же научилась ткать гобелены, работать со льном, составлять эскизы, готовить по ним лекала. Ничто не дается нам случайно – спустя много лет все эти навыки мне очень пригодились, так как с 2006 года работаю преподавателем декоративно-прикладного искусства в могилевском Центре творчества детей и молодежи «Агат».

А семь лет назад Маргарита пришла в Зеленую рощу как кукольница и здесь уже серьезно занялась травами.

Куклы. Работа Маргариты Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев
Куклы. Работа Маргариты Старостенко. Этнохутор «Зелёная роща». Могилев

Сакральное мастерство

Созданию обережных кукол Маргарита училась у лучших мастериц, которые работают в рамках народных традиций. Поэтому отношение к куклам у нее трепетное.

По словам ремесленницы, народные куклы отражают менталитет своего народа. Наши белорусские куклы, как и сами белорусы, – скромные, без претензий на яркость. А вот их «сотворение», по мнению женщины, – сакральное мастерство. Ведь такие куклы не предназначались для долгого хранения и использования. После того, как они выполняли свою обережную функцию, их сжигали.

Ремесленница Маргарита Старостенко. Обережные куклы. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Ремесленница Маргарита Старостенко. Обережные куклы. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев

Обережные куклы собираются из натуральных тканей, из изношенной одежды, не шьются, – рассказывает Маргарита, показывая образцы своих куколок. – Ножницы при их изготовлении стараются использовать как можно реже. Все рвется, пережигается огнем и подвязывается ниткой. Сшить можно только верхнее платье. К тому же обережные куклы не делаются массово, в отличие от игровых кукол. Чаще такая кукла создается конкретно под человека. Их не показывают посторонним людям.

Но есть куклы и для других целей.

– Сегодня мастерицы-кукольницы в основном делают ярмарочные стилизованные варианты, сувенир на память, – объясняет Маргарита. – Все эти куклы народные, но не традиционно белорусские.

К примеру, кукла-зерновушка. В ней хранили самое лучшее зерно. Это такой мешочек, оформленный под куколку, где хранились самые лучшие зерна, которые нельзя было трогать. Весной семена из зерновушки высевали.

Кубышка-травница, кукла на здоровье – кругленькая, с большой юбкой, в которую завязывали душистые травы.

Подорожница – скромная куколка с мешочком родной земли в руках. Ее брали с собой в дорогу.

Кукла-перевертыш «Девка-Баба» состоит сразу из двух куколок. Чтобы «баба» помнила, что она девка. И чтобы девка не забывала, что однажды станет «бабой».

Хороводница – игровая кукла, развивающая мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение. Таких кукол нужно делать сразу две, потому как Хороводница – кукла парная. Для чего были нужны две куклы? Девочка крутила куколок и одновременно развивала две руки. Точно такими же движениями, когда она сядет за прялку, будет одной рукой крутить веретено, а другой – скручивать пряжу.

Баба-Яга охраняет дом от сглаза, недоброжелателей и завистников. Вешая к дверям и окнам куклу Бабы-Яги, вы используете ее силу в качестве оберега дома. Она, как злая собака, «своих пускает, а чужих выметает». Поэтому атрибутом Бабы-Яги является веник или метла.

Стригушка. Название куклы говорит само за себя. Вязали ее из «состриженых» или сжатых трав. Эти куколки бывают разные и с разными предназначениями. По словам Маргариты, ее Стригушка – это благодарность травам.

Обережные куклы. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Обережные куклы. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев

Что и почем можно заказать у ремесленницы:

  • Пакетик иван-чая 25г – 6 рублей.
  • Травяной сбор (25г) – 6 рублей.
  • Наливки (безалкогольные) 10-12 руб
  • Травяной гобелен от 1м*1м – от 30 рублей.
  • Игровые куколки – от 10 рублей.

Инстаграм Маргариты Старостенко: margostar69

Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев
Этнохутор «Зеленая роща». Могилев

Фото 8. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев

Фото 9 «Шчырая майстэрня». Этнахутар «Зялёны гай»

Фото 10 . Этнохутор «Зеленая роща». Могилев

Фото 11. Этнохутор «Зеленая роща». Могилев