Марина Веселова: «Генетические экспертизы не оставляют преступнику шанс уйти от ответственности»

602
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото из архива управления ГКСЭ по Могилевской области
Каждая генетическая экспертиза – это настоящая головоломка. А ее проведение – большая ответственность. Ведь от того, какое заключение даст судэксперт, зависит судьба человека: экспертиза ДНК может помочь как «оправдать» невиновного, так и доказать причастность подозреваемого к совершению преступления, подарить радость отцовства или разрушить все надежды на счастливую семью.
Судебный эксперт-биолог Марина Валерьевна Веселова

Что представляет собой генетическая экспертиза, можно ли найти «ДНК-следы» преступника, если он вымыл орудие преступления, или установить родство с уже похороненным человеком? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем начальника отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области – государственным медицинским судебным экспертом-биологом Мариной Веселовой.

– Марина Валерьевна, в начале нынешнего года вы стали одним из победителей соревнования за звание «Лучший по профессии» среди работников правоохранительных органов Ленинского района Могилева. А как вы пришли в профессию судэксперта и почему выбрали для себя такое непростое дело? Это была мечта детства?

– Не совсем – в детстве я о такой профессии точно не мечтала. Закончила Белорусский государственный медицинский университет, некоторое время работала врачом-вирусологом в центре гигиены и эпидемиологии, где добилась определенных результатов, получила вторую квалификационную категорию. Но однажды узнала о том, что есть вакансия судэксперта-биолога и загорелась попробовать: эта работа показалась тогда заманчивой и даже в какой-то степени романтичной. Ведь мне всегда нравилось смотреть хорошие детективы с хитро закрученным сюжетом о расследовании преступлений. К тому же мой выбор поддержала сестра, сотрудник милиции, не понаслышке знающая эту сферу. Спустя 9 лет в деле, которое я выбрала для себя, не разочаровалась: работу свою очень люблю, она не перестает меня удивлять и мотивирует постоянно совершенствовать свои знания. Ведь двух одинаковых экспертиз не бывает, всякий раз это как сложная головоломка, которую нужно решать. А вот головоломки и задачи «со звездочкой» я люблю с детства. И мне это интересно.

– Что такое генетическая экспертиза и как давно ее стали проводить?

– Генетическая экспертиза основана на исследовании ДНК, которая уникальна для каждого человека и одинаковой бывает только в одном случае – у однояйцевых близнецов. В Беларуси генетические экспертизы начали проводиться более 20 лет назад, а в Могилеве – с 2009 года. Ранее как для идентификации обнаруженных следов, так и для установления отцовства проводились исследования по определению группы крови и выделений человека, что позволяло лишь не исключить происхождение следов от конкретного человека или факт отцовства. А применение генетических методов позволяет получить результаты с такой вероятностью случайного совпадения, которая существенно превышает численность населения Земли, а вероятность отцовства подтверждается на 99,99999…%.

Таким образом, генетические исследования, позволяющие получить достоверные результаты за небольшой промежуток времени, стали хорошим подспорьем для следственны органов в раскрытии преступлений. В моей практике имел место случай, когда генетическая экспертиза проводилась в связи с совершением неизвестным мужчиной преступления в одном из районов Могилевщины. Он напал на девушку поздно вечером, на пустыре, и совершил насильственные действия. Разглядеть и описать его пострадавшая не смогла, было темно, свидетелей тоже не нашлось, никаких «зацепок»… Вещи потерпевшей предоставили нам на экспертизу. Мы обнаружили на них биологический материал лица мужского пола, установили его генотип и сведения о результатах генетической экспертизы направили в специализированную базу данных. При сверке было выявлено совпадение ДНК неизвестного с генетическими характеристиками мужчины, который ранее совершил кражу. Уже на второй день подозреваемого задержали.

Судебный эксперт-биолог Марина Валерьевна Веселова на рабочем месте

– Вы сказали, что каждая экспертиза – это как головоломка. Но, казалось бы, все просто: вам передали на экспертизу одежду с пятнами крови или окурок – всего-то и остается призвать на помощь химию и определить генотип того, кому эти биологические материалы принадлежат…

– На самом деле не все так просто. Судэксперту в первую очередь необходимо с точностью до мелочей изучить обстоятельства дела и вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. Почему? Эксперту нужно нарисовать в голове картину произошедшего: как преступник действовал, какие телесные повреждения нанесены и сопровождались ли они кровотечением, чтобы сориентироваться в тактике и объеме исследований. Иначе говоря, понять, что и где искать. Необходимо также помнить о том, что не всегда на момент назначения экспертиз следствие владеет всей информацией, ведь нередко случается, что проходящие по делу лица, по каким-либо причинам пытаясь скрыть истину, дают ложные показания. Поэтому эксперт всегда должен быть настороже!

Тщательно осматриваем предоставленные на исследование материалы при этом выполняем поиск следов, похожих на следы биологического материала. А уже после этого выбираем оптимальный метод исследования. Дальше работает та самая химия. Получив результат, эксперт его интерпретирует, но если результат не получен, необходимо понять, по каким причинам это могло произойти.

В арсенале эксперта-генетика имеются действенные алгоритмы для поиска биологических следов, техническое оснащение, высокочувствительные лабораторные методы

– Всегда ли можно найти биологические следы для проведения генетической экспертизы? К примеру, вымыл преступник нож, которым совершил убийство, и не осталось никаких следов крови на нем…

– В арсенале эксперта-генетика имеются действенные алгоритмы для поиска биологических следов, техническое оснащение (так называемый «экспертный свет»), высокочувствительные лабораторные методы. И, конечно же, немалую роль играет экспертное мышление, которое свойственно людям нашей профессии. Возьмем, к примеру, то, о чем вы сказали: преступник вымыл нож и спокоен, что никаких следов не осталось. А судэксперт использует методы, которые позволяют обнаружить ничтожно малые биологические следы, невидимые глазом. С уверенностью могу сказать, что если биологический материал есть, то эксперт его найдет!

Или другой пример. Изымается на месте преступления топор – видимых следов биологического материала на нем нет. Но если предполагаемый преступник с ним контактировал, то на рукоятке остаются так называемые тактильные следы – эпителиальные клетки, в которых содержится ДНК и по которым можно установить генотип.

Генетическая экспертиза может помочь раскрыть даже достаточно давние преступления. В марте 2001 года в Бобруйске была убита 49-летняя женщина. Раскрыть это преступление тогда не удалось. А несколько лет назад судэксперты снова провели экспертизу изъятых тогда с места преступления окурка и обрывка веревки, которым задушили женщину, и нашли на них биологические следы, позволившие установить генотип неизвестного. Благодаря идентификации генотипа с помощью базы данных удалось выйти на подозреваемого и его подельника, который к тому моменту уже умер. Преступник теперь отбывает наказание за убийство, которое совершил два десятка лет назад.

Судебный эксперт-биолог Марина Валерьевна Веселова

– Как часто заказывают экспертизы по установлению отцовства или родства?

– Востребованность таких генетических экспертиз в последние годы заметно выросла. Часто люди обращаются с заявлениями для анонимного исследования. В большинстве своем это мужчины, которые хотят подтвердить или исключить свое родство по отношению к ребенку. Но бывают и другие случаи. Так, обратилась к нам женщина, в семье которой сложилась непростая ситуация. Ей не разрешали видеться с внучкой. Можно было, конечно, обратиться в суд, но у женщины были сомнения по поводу родства с ребенком, дочерью ее сына. И она сначала хотела убедиться, насколько они оправданы. У женщины в квартире осталась игрушка, с которой ребенок играл в свое последнее посещение, почти три месяца назад. Мы обнаружили на игрушке биологический материал, пригодный для проведения генетической экспертизы, и установив генотипы ребенка и сына заявительницы, подтвердили факт отцовства. Теперь женщина может без всяких сомнений обращаться в суд в случае необходимости, чтобы добиться общения с внучкой.

Был и другой пример. Мужчина по определению суда должен был выплачивать алименты на пятерых детей. Но он этого не делал, накопив огромную задолженность. А когда было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от выплаты алиментов, он объяснил это следователю тем, что сомневается, что все дети его родные. Судебная генетическая экспертиза его сомнения подтвердила – трое детей оказались не его.

Женщины тоже обращаются для установления отцовства, некоторые – не единожды.

– А если родственника уже похоронили, можно ли провести генетическую экспертизу и каким образом?

– Экспертизы по установлению родства в отношении умерших делаются платно и только на основании определения суда. В таких случаях суд решает, какой биологический материал будет предоставлен на исследование. В некоторых случаях возможно исследование биологических образцов ближайших родственников. Был случай, когда пришлось устанавливать родство женщины с умершими родителями. Они скончались практически одновременно, а при оформлении наследства выяснилось, что у 40-летней жительницы одного из райцентров Могилевской области нет и никогда не было ни свидетельства о рождении, ни паспорта. Для установления личности ей пришлось обращаться в суд. Для проведения генетической экспертизы использовались личные вещи умерших родителей и было подтверждено родство. Женщина смогла получить документы и вступить в наследство.

Так что простых случаев у эксперта-биолога не бывает. Тем более за каждым из них стоят чьи-то судьбы. Касается ли это преступления или семейных перипетий.