Мы поговорили с Валентиной об особенностях женского предпринимательства, про то, как совмещать материнство и свое дело, а также узнали, где могилевчанки могут получить поддержку и знания, необходимые для открытия бизнеса.
– Валентина, вы стали предпринимательницей с маленьким ребенком на руках. Открыть свое дело – это всегда шаг в неизвестность. Как на него решились?
– Женщин начать бизнес мотивирует сама жизнь. Мы хотим что-то поменять, улучшить качество нашего бытия, больше времени посвящать семье, детям… У меня как раз была такая мотивация: десять лет назад я работала на должности заместителя заведующего гипермаркетом. Со временем перестали устраивать график работы и доход. Два выходных выпадали среди недели, ребенок в это время находился в саду – у меня просто не было времени, которое бы я могла проводить с ним. Пошла к руководству, попросила изменить график, на мою просьбу не откликнулись. Появилась твердая уверенность, что необходимо что-то менять. Пробовала различные направления: бьюти-услуги, даже открывала торговые ларьки… Спустя время поступило предложение поработать в сфере финансового консалтинга, выступить финансовым представителем брокера. База у меня была: по первому образованию я экономист-менеджер, по второму – инженер-технолог. Работа предполагала свободный график. Прошла дополнительное обучение и ушла с головой в эту сферу.
Моя деятельность была связана с накопительным страхованием жизни. Уже консультируя клиентов, поняла, что основная проблема, из-за которой наши люди боятся принимать решения финансового характера и создавать собственные стратегии – устоявшиеся каноны финансового поведения. Пришло осознание, что закладывать основы финансовой грамотности стоит с детского возраста. Необходимо давать понимание нашим соотечественникам, что деньги это не только про здесь и сейчас, но и про завтра, о котором нужно думать сегодня. Так возник наш Центр финансовой грамотности для детей и взрослых.
Когда у меня родился третий ребенок, назрел вопрос, как совмещать свое дело и материнство. Решением стало открытие частного мини-сада, который работал до того момента, пока ребенок не подрос. По сути, мой бизнес всегда растет от собственных потребностей.
– Вы состоите в ОО «Белорусский союз женщин». Что вам как предпринимателю дает членство в союзе? Над чем работает бизнес-крыло объединения?
– Крыло предпринимателей в нашем союзе сформировалось недавно: полтора года назад. Участие в союзе дает возможность более эффективно и масштабно реализовывать свою деятельность и прибавляет уверенности. Ежегодно совместно с БСЖ проводим совместные мероприятия для могилевских предпринимателей: бизнес-встречи, бизнес-завтраки и прочее. Что было бы гораздо труднее сделать самостоятельно.
Так, 13 апреля в Могилеве состоится бизнес-форум для предпринимателей, где мы затронем вопросы развития собственного дела.
13 апреля в Могилеве пройдет бизнес-форум «Масштаб»
«Масштаб» – это активный нетворкинг, живые бизнес-разборы, практика от экспертов в сфере бизнеса.
Знаковое событие для вашего бизнеса если:
- Вы развиваете свой личный бренд, хотите увеличить количество клиентов на свой товар или услугу
- Готовы к росту и выходу в новый масштаб
- Хотите сильное окружение рядом.
Самое время инвестиций в себя и свой бизнес!
ТОП-эксперты подготовили для вас живую практику для вашего квантового скачка.
- Мы разберем 5 элементов бизнеса, которые влияют на прибыль, вы поймете какие ключевые действия нужно сделать именно вам, чтобы увидеть желаемые результаты.
- Самые смелые смогут пройти живые бизнес-разборы от экспертов.
- Абсолютно каждый получит возможность заявить о себе в блоке Нетворкинг и найти друзей, партнеров, клиентов.
Займите свое место в бизнесе! Регистрируйтесь, чтобы не упустить эту возможность!
Когда: 13 апреля с 11:00 до18:00
Где: конференц-зал «Колизей», гостиница Могилев
Дресс-код: деловой стиль одежды
Стоимость: 80 рублей (при брони места до 10 апреля)
Телефон: (44)792-80-77
Ссылка для регистрации: https://gaidukfin.by/
Контакты:
Инстаграм:
ООО "Смартбук" УНП 791193624
– Бизнес-крыло союза занимается поддержкой и помощью женщинам-предпринимателям в разных сферах жизни. Женщина не мужчина. Для самореализации ей важно, чтобы не только в работе все было хорошо, но и дома: в отношениях с мужем, детьми, друзьями. Иногда нам нужна поддержка. Как раз ее и дает Белорусский союз женщин. Каждая начинающая предпринимательница может вступить в объединение и получить корпоративное обучение и помощь.
– Любой человек может стать предпринимателем, или для этого нужны определенные качества, навыки, образование?
– Я уверена, что предпринимателями не рождаются, ими становятся. Но все равно должна быть предрасположенность, определенные качества характера: коммуникативность, целеустремленность, некоторые амбиции. Потому что мягкий человек, не умеющий отстаивать свою точку зрения¸ не сможет построить бизнес. Монетизировать хобби или навык – да. Но если мы говорим о масштабном бизнесе, здесь просто необходимы лидерские качества. Что касается специального образования, его лучше получить до старта вашего бизнеса.
Стать предпринимателем несложно, но сразу нужно оценивать свои возможности и ресурсы, которыми располагаете. Вопрос именно в том, как вы воспринимаете свой проект и каким видите его через несколько лет. Если для вас потолок – монетизация любимого занятия, и вы рассматриваете свое дело только как источник дополнительного дохода, – абсолютно ничего сложного нет. А вот если мы рассматриваем бизнес-модель как проект, предполагающий расширение и развитие – другое дело. В таком случае важно изучить основы бизнеса и маркетинга, детально проработать свою финансовую модель и стратегию. Посмотреть, реально ли осуществить вашу идею в современных условиях. Для этого необходима определенная база знаний о бизнес-процессах, умение работать с клиентами и управлять продажами, понимание, какая продуктовая линейка принесет желаемый результат. Нюансов много.
– Где начинающему предпринимателю можно получить необходимые знания и навыки?
– Сегодня есть много возможностей для частного бизнес-образования. К примеру, банки и другие финансовые организации активно популяризируют развитие женского предпринимательства. К примеру, сейчас «Белагропромбанк» совместно с «Визой» запустили бизнес-акселератор для женщин «Я расту», направленный на повышение устойчивости их бизнеса. С предпринимательницами проводятся встречи. Я участвую там в качестве ментора. Все обучение выстроено так, чтобы его можно было применить на практике, и менторы всегда дают обратную связь по вашему проекту. Но подобные обучения есть не только в Белагропромбанке.
В Могилеве при нашем центре финансовой грамотности для детей и взрослых также работает женская бизнес-школа. На ее базе образовалось сообщество женщин-предпринимательниц, с которым мы проводим самые разные мероприятия: фестиваль идей и проектов «Women’s start», нетворкинг, бизнес-форумы… В школе мы не только рассматриваем, как построить бизнес, но и обучаем предпринимательниц, как быть в ресурсе и чувствовать себя женщиной. Ведь часто женщина в бизнесе берет на себя мужскую роль и не снимает этот пиджак, заходя домой. Пытается в деловой гонке с мужчинами все успеть и утрачивает самое важное, что у нее есть: отношения с семьей, друзьями, деньги, надеясь, что через некоторое время баланс восстановится. Но необходимо сразу учиться правильно организовывать время. Когда ты не в ресурсе, то и в бизнесе что-то менять уже не хочется. Женский бизнес в этом смысле отличается от мужского. Поэтому в обучении предпринимательниц должен быть системный подход, включающий в себя и работу над изучением бизнес-процессов, маркетинга, и психологический коучинг.
– Как быть, если открыл свое дело, но все пошло не по плану: нет предполагаемого дохода, спроса на услуги?
– Неспециалисту самостоятельно оценить бизнес-модель сложно. Поэтому лучше всего обсудить ее до внедрения в жизнь с профессионалом в сфере финансового консалтинга либо с теми людьми, которые уже построили свой бизнес. Обязательно получить бухгалтерскую и налоговую консультацию.
На встречах с предпринимателями вижу, что часто человек находится в иллюзии того, что он построил бизнес. Вроде бы, работает 24/7, вкладывается морально и финансово, но почему-то результата нет. В этот момент хорошо бы начать пересматривать свою бизнес-модель. Но когда отсутствует понимание, как это сделать, проще сделать вид, что такое положение дел вас устраивает.
Все зависит от того, насколько ты готов «вытаскивать» проект, не приносящий дохода. К примеру, наша школа финансовой грамотности пять лет топчется в точке окупаемости. Предпринимателю это сложно. Если бы у меня не было других источников дохода, я бы уже думала, что с этим делать. Но все пять лет мы шли по пути формирования потребности у людей, что гораздо сложнее, чем закрывать уже имеющийся спрос населения на какую-либо услугу. Я понимаю, что финансовую грамотность нужно популяризировать в обществе и работаю над этим. В плане мероприятий на год БСЖ уже стоит проект «Финансовая грамотность шагает по стране», что придает уверенности в том, что это направление будет развиваться и дальше.