Приехав в Питер, не знаешь куда бежать – столько всего интересного. Кажется, остановись тут на пару месяцев, все равно не успеешь узнать город. Из окон отеля виднелись купола Александро-Невской лавры, а до нее самой было минут десять ходу. Узнав, что на ее территории расположены знаменитые некрополи, мы отправились на экскурсию.
Кладбище как музей под открытым небом
Прежде всего интересовало меня Лазаревское кладбище, самое старое из сохранившихся в городе. Сегодня это уже музей под открытым небом, который носит название «Некрополь XVIII века». Купили билет, дождались экскурсовода и пошли слушать истории.
В 1717 году на кладбище похоронили любимую сестру Петра I Наталью, от этой могилы и началась его история. Над гробом царевны возвели усыпальницу и освятили во имя святого Лазаря. Так кладбище получило имя.
После на нем нашли покой государственные деятели и военачальники, представители графских и княжеских родов, яркие представители культуры и искусства. Многие фамилии знакомы нам из истории и литературы: академик Ломоносов, драматург Фонвизин, государственный деятель Сергей Витте, архитектор Карл Росси.
Большая часть могил относится к XVIII веку, хотя встречаются и более молодые захоронения. Не хоронят на Лазаревском с 1919 года, а с1932 года оно входит в Государственный музей городской скульптуры.
Спящий вечным сном офицер
Если вы бывали на старых кладбищах, то могли заметить, что иногда скульпторы изображали покойных спящими. В этом был смысл: приходящие на могилу родственники на мгновение могли представить, что человек не умер, а всего лишь уснул.
Таким выполнен надгробный памятник 30-летнему штабс-капитану Лейб-гвардии Семеновского полка Иоганну Христиану фон Рейссигу, умершему в 1839 году. По легенде, уставший офицер уснул на посту в дворцовом карауле. Спящего заметил Николай I, тихонько подошел и разбудил. Не успев толком открыть глаза, фон Рейссиг спросонья так перепугался от вида склоненного к нему императора, что умер от разрыва сердца.
24-летняя вдова с четырьмя детьми
Не все надгробия оригинальны, мимо некоторых, не зная, кто там похоронен, легко пройти мимо.
У неприметной могилы, где похоронена Наталья Ланская, вряд ли бы стали задерживаться, если бы экскурсовод не рассказала, что здесь лежит вдова Пушкина.
После рокового поединка поэта с Дантесом Наталья Николаевна стала 24-летней вдовой с четырьмя детьми. Старшей дочери не было и пяти лет, младшей – всего восемь месяцев.
К Наталье Николаевне не раз сватались. Богатый дипломат Николай Столыпин, граф Лев Перовский, князь Голицын. Она всем отказывала.
Петр Ланской служил вместе с младшим братом Натальи. Влюбился в нее с первого взгляда, но средств содержать ее и детей у него не было. Но только получив должность командующего Лейб-гвардии Конным полком и приличный оклад, он сделал 31-летней Наталье Николаевне предложение. В этом браке она родила трех дочерей. А кроме этого, воспитывала пятерых племянников Петра Ланского, оставшихся без родителей.
Умерла Наталья Ланская от тяжелого воспаления легких осенью 1863 года. Простудилась, когда поехала на крестины внука из Петербурга в Москву. Вернувшись в Петербург, слегла и уже не поправилась. Ей был 51 год.
Свой брак с Пушкиным Наталья Николаевна ни с кем не обсуждала и не оставила мемуаров. Писем ее к нему не сохранилось.
Работы известных скульпторов
Состоятельные господа могли заказать надгробие у известных скульпторов. За памятник супруге Елене сенатора Карнеева взялся выдающийся мастер Иван Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и многим другим. Скульптор создал надгробие в виде чугунного постамента с погребальной урной с прахом покойной, перед которой преклонил колено гений смерти. Если присмотреться, видно, что уголки его рта опущены. Он скорбит, и эта скорбь держит его на земле и мешает расправленным крыльям взмыть в вечность.
Также Мартос работал над надгробием Алексея Турчанинова, умершего в 1787 году. Мраморный бюст окружен бронзовыми фигурами плакальщицы и бога времени Хроноса.
Могила ученого Михаила Ломоносова, умершего в 1765 году в возрасте 53 лет от случайной простуды, относится к первым архитектурным надгробиям на Лазаревском кладбище.
Стелу из каррарского мрамора изготовили в Италии. В нижней ее части находится аллегорическая композиция с кадуцеем – крылатым жезлом и двумя охватившими его змеями. Ни один символ не случаен.
Кадуцей символизирует красноречие и проникновение в тайны природы. Он перекрещен со свитком с циркулем и пером – символами наук и лирой – символом искусства. И с лавровым венком в самом низу – символом славы.
Некоторые памятники мало того, что необычны внешне, содержат и необычные для нашего времени эпитафии.
На могиле надворного советника Александра Шемякина, умершего более 200 лет назад, короткая, но сильная строчка: «Почтенному родителю отъ Благодарныхъ Дѣтей».
В виде барки со снастью и якорями, которая плывет по волнам, выполнен памятник купцу Дмитриеву. Надпись гласит: «На семь мъстъ погребено тело усопшаго раба Божiя санктъпетербурскаго купца Симона Дмитрiева. Помре 1799 года Февраля 23 дня. Житiя его отъ роду было 69 лѣтъ».
Никаких сведений о купце нет. Вероятно, памятник мог отражать род его занятий. Или же судно – аллегория жизни, веры и надежды.