Картина маслом. Знак бесконечности Александра Эпельмана

883
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Могилевские «семидесятники» продолжают работу над коллективной картиной «Не забывайте своих старых друзей!»

Двойная нагрузка

Март 2024 года, Могилев. Александр Эпельман и наша картина.
Март 2024 года, Могилев. Александр Эпельман и наша картина.

Наверное, многие наши постоянные читатели уже обратили внимание на то, что к привычному делу рисования могилевскими «семидесятниками» картины «Не забывайте своих старых друзей!» начал «подмешиваться» кисель. Постепенно, но методично. То есть, стакан за стаканом попивая укрепляющий внутренние органы напиток детства, мы в процессе живого общения вспоминаем былое. Можете считать кисель противовесом алкоголю, который, понятное дело, на людей, чей возраст уже перевалил за 60, оказывает порой совсем не такое, как задумывалось, воздействие. «Няма таго, што раньш было!».

Декабрь 1995 года, Могилев, ресторан «Поли» . Александр Эпельман, за спиной которого – Николай Рудковский, Иван Вальковский...
Декабрь 1995 года, Могилев, ресторан «Поли» . Александр Эпельман, за спиной которого – Николай Рудковский, Иван Вальковский...

Скажу сразу, на моего давнишнего товарища Александра Эпельмана свалилась сразу двойная нагрузка: в один подход и «живописью» заняться (став 201-м рисовальщиком), и киселя в столовке Пожарного переулка отведать. Но Саша ведь из журналистской среды, ему в свое время с такими нестандартными ситуациями приходилось сталкиваться… Так что «намаляваць» что-либо на нашей картине и опрокинуть стакашку киселя для многое повидавшего в 1980-1990-е годы корреспондента, специализировавшегося в основном на криминальной тематике – дело пустяковое. Пустяковое, как мне казалось. Ибо перед холстом мой товарищ задумался.

«Конструктивная» деталь сюжета

Как оказалось, накануне в его жизни произошло трагическое событие – он похоронил старшую сестру. Я лично никогда с ней не встречался, но, хорошо зная Александра, «стопудово» уверен в ее замечательных человеческих качествах: пусть ТАМ ей будет хорошо.

Красный знак бесконечности Александра Эпельмана.
Красный знак бесконечности Александра Эпельмана.

Я не стал Эпельмана расспрашивать, но нарисованный на картине знак бесконечности, думаю, имеет самое прямое отношение к трепетным чувствам нашего художника к своей покинувшей земной мир сестричке – Rest In Peace. А наша картина, благодаря этой «конструктивной» детали сюжета, приобрела еще большую значимость и общечеловеческую ценность. Добавлю, что свой значок Саша изобразил очень уж робко, как бы стесняясь затмить собой кого-либо из уже рисовавших товарищей. Хотя вы же сами знаете: скромность – это не порок.

Декабрь 1995 года, Могилев, ресторан «Поли» . Александр Эпельман.
Декабрь 1995 года, Могилев, ресторан «Поли» . Александр Эпельман.

Вскользь возвращаясь к газетному делу, не удержусь от искушения отметить, что Александр Борисович обладал необыкновенно редким даром в безбрежном море всевозможных событий фокусироваться на действительно важной и значимой для читателя теме, разработав которую он превращал свой, как правило, небольшой по размерам материал в самый настоящий журналистский шедевр. Примерно так птицы и многие морские обитатели с помощью особенной биофизической «сенсорики» ориентируются в совершенно незнакомой обстановке, безошибочно находя путь к нужному им месту.

Оптимизму этих людей можно было только позавидовать

Так уж получилось, что общение с Сашей происходило неподалеку от хорошо многим известного в прошлом хлебного завода, того, что рядом с бывшей гостиницей «Днепр», по сей день находящегося как бы в состоянии томительного ожидания: что день грядущий нам готовит?

5 марта 1994 года, Могилев. Описав очередной криминальный сюжет, Саша Эпельман принялся за чистку картошки.
5 марта 1994 года, Могилев. Описав очередной криминальный сюжет, Саша Эпельман принялся за чистку картошки.

Как оказалось, Сашин дед (ветеран войны, фронтовик)) одно время в течение трех лет был директором этого знакового (все-таки центр города) предприятия. Мой собеседник вспомнил, как дедушка иногда брал его, семилетнего пацана, с собой в Селянскую баню. В те годы были живы (и немало) те искалеченные войной воины, чьи, извините за натурализм, увечья в бане кололи не только глаз, но и душу… Особенно первоклассника, коим наш герой тогда являлся. Но оптимизму и чувству юмора этих нестандартных посетителей бани, столько всего повидавших на фронте, можно было только позавидовать.

Кстати, отец Александра тоже прошел всю войну, 16-летним юношей отправившись на фронт. Тем самым приняв посильное участие в приближении освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 80-летие которого отмечается в этом году.

Март 2024 года, Могилев. За стаканом киселя.
Март 2024 года, Могилев. За стаканом киселя.

Попутно мы с Сашей вспомнили несколько ну очень сложно объяснимых с точки зрения логики и даже здравого смысла событий, произошедших с нами за последние годы: в совершенно разных ситуациях, но с участием примерно одних и тех же людей, участвовавших в очень похожих жизненных сюжетах. Наверное, наше совместное журналистское творчество в 1990-х годах наложило отпечаток, который по сей день дает о себе знать, каким-то образом влияя на каждого. Так что, кисель и только кисель!

Не забывайте своих старых друзей!