Теплые воспоминания
О великолепном педагоге, замечательном музыканте, талантливом исполнителе можно говорить бесконечно долго. Много никогда не будет. А уж если обстоятельства сложились так, что этот человек вдруг покидает наш мир, всякие сомнения на этот счет вообще исчезают. Даже сказанное вскользь и, казалось бы, не в самый подходящий момент в его адрес слово все равно приобретает некую особую значимость и ценность. Если хотите, конвертацию. Как звук скрипки, аккордеона. Или мелодия оркестра.
Все вышесказанное в полной мере соответствует Роману Ефимовичу Шацеву, которого не стало еще 16 ноября 2023 года в далекой Калифорнии, в Сан-Франциско, а теплые воспоминания об этом человеке, в свое время создавшем неповторимый ансамбль песни и танца при нашем Дворце пионеров, то и дело появляются во всевозможных средствах коммуникации.
Ведь искренние чувства людей всегда ищут и находят выход. Особенно чувства тех людей, которые в отрочестве прошли «университеты» этого тонкого, во всех отношениях интеллигентного человека.
Один из них – хорошо известный могилевским «семидесятникам» Виктор Поздняков, участник ВИА «Романтики», руководитель ансамбля «Зоркапад», отец знаменитого на постсоветском пространстве дуэта Никиты и Александра Поздняковых.
Кстати, сегодня, 23 марта, в концертном зале «Минск» театр Алексея Рыбникова представляет знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось», в которой роль графа Николая Резанова исполняет Александр Поздняков. Ну, вы же помните это классическое:
«И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз залетевших отсюда:
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду».
«А я заплакал от неожиданности...»
Так что – слово Виктору Позднякову, который поделился с нашими уважаемыми читателями воспоминаниями о далеком-далеком времени своего участия в коллективе, созданном Романом Ефимовичем Шацевым. Так сказать, благодарные эмоции благодарного ученика:
«Я хорошо помню самую первую встречу с Романом Ефимовичем. Меня, семилетнего мальчишку (шел 1961-1 год – ред.) буквально за руку привела в могилевский Дом пионеров и школьников участница старшей группы хора, которым руководил Шацев. Это было прослушивание. Я спел под аккомпанемент Романа Ефимовича очень популярную в то время песню Аркадия Островского «Пусть всегда будет солнце».
Помнится, Роман Ефимыч меня похвалил, улыбнулся и сказал, что будет рад, если я стану частью его коллектива. А я заплакал от неожиданности и от осознания того, что мое скромное пение понравилось этому красивому человеку.
Тогда я еще не мог предположить, что стану солистом этого замечательного хора, что буду выступать на всех значимых городских и областных мероприятиях, что эта первая встреча с Романом Ефимовичем станет своеобразной путевкой в мир музыки.
Мне трудно сейчас описать мои ощущения того очарованного мальчика Вити Позднякова, но совершенно определенно в то время я просто боготворил своего учителя!
Это он настоятельно советовал моим родителям отдать меня в музыкальную школу, дабы я развивался не только в певческой ипостаси.
Это он развил мой и без того неплохой природный музыкальный слух, но и музыкальный вкус на всякий случай!
Это он настоял на включение меня в областную пионерскую делегацию, которая в 1967 году впервые поехала за границу (в Болгарию) по обмену культурным опытом.
Но на тот момент я уже не был участником ансамбля из-за мутации голоса. Другие голосистые мальчики уже солировали в хоре и не было большой необходимости сражаться за меня с высокопоставленными чиновниками, составлявшими списки делегации.
Но для Романа Ефимовича было очень важно отблагодарить за «боевые заслуги» своего юного солиста, и он выиграл в этом противостоянии. Я эту историю слышал из разговоров своих родителей.
Потом у меня случился серьезный крен в сторону рок-культуры. Создание своей первой группы и полное погружение в рок-музыку! С Романом Ефимовичем виделся эпизодически, но бывали и творческие пересечения, что ли…
Вернее, я со своим ансамблем выступал на каком-то мероприятии, а Роман Ефимович был на нем приглашённым почетным гостем.
Получилось так, что Маэстро полностью прослушал и посмотрел нашу программу. Я, конечно, со сцены посматривал на своего Учителя, пытался понять, как в нем отзываются мои рок-потягушки. Но ничего не увидел, мой наставник не выдал ни одной эмоции. Кремень! Когда все закончилось, я робко приблизился к Роману Ефимовичу, чтобы услышать от него маленькую рецензию хотя бы с микроскопическим знаком плюс, но Шацев был немногословен. Он рецензию уложил в одно предложение: «Витя, если хочешь быть успешным, то вникай в материал глубоко, досконально! Желаю успеха!».
Мне в этом году, дай Бог, будет 70 лет, и вот я вникаю до сих пор глубоко, досконально! Это стало моим кредо, если хотите!
И детей своих приучил к этой доскональности. Ну, перфекционисты мы теперь по жизни, «доскональщики»!
Несколько лет тому назад мы с Романом Ефимовичем нашлись в интернете благодаря его замечательной дочери Алле! Спасибо ей огромное! Мы очень душевно общались с ним по видеосвязи. И у меня не было ощущения дистанции (учитель - ученик) в общении с Мастером. То бишь, разговаривали на равных. И это, опять-таки, его заслуга!
Мой интеллигентный и мудрый Учитель искренне восхищался какими-то моими скромными достижениями. Мне даже было немного неловко. Но все же, я донес до него мысль, что во многом он вылепил меня как музыканта! И я видел, что ему это было приятно.
И, конечно, мы в разговорах скатывались в ретроспективу: вспоминали, вспоминали, вспоминали…
Недавно Великолепный Маэстро ушел на небеса… Вечная память и Царствие небесное этому высокому Профессионалу, светлому и доброму человеку… Спасибо за все, дорогой мой Учитель!».
Вот так разрядка!
Любопытное стечение обстоятельств. Завершив этот материал, я в качестве психологической разрядки «листанул» ленту своего «фейсбука» и в одном из первых же постов наткнулся на ролик, выложенный Виктором Поздняковым лет 10 назад, в котором его младший сын, Александр, исполняет кавер знаменитой композиции Тони Беннетта «I Left My Heart In San Francisco» («Мое сердце осталось в Сан-Франциско»). Как будто какой-то искусственный интеллект специально подобрал и первого исполнителя этой песни, и Витиного сына, и саму композицию…
Уж не знаю, назвать Тони двойником Романа Ефимовича не решусь, но что-то общее во внешности просматривается. А взглянув на годы жизни Беннетта (1926 – 2023), я вдруг почувствовал острое желание пойти проветриться…
Хотя, что тут удивительного, Всевышний распределяет таланты в чем-то похожим друг на друга людям. Или, наоборот, редкие и восхищающие нас качества делают таких людей в чем-то очень похожими один на другого. Им так, наверное, удобнее творить во благо всех нас. Где бы они ни находились.
Продолжение следует.