За что купил, за то и продал
Весна сейчас в разгаре. Самое время вспомнить о прическе, которую уже не спрячешь под зимней шапкой. Так что в контексте нашей ретроспективной рубрики приглашаю вас бросить слегка заинтересованный взгляд на парикмахерское искусство Могилева брежневского времени.
К слову, в доинтернетовский период парикмахерские вполне могли бы еще рассматриваться нами и как своеобразные центры сбора и распространения информации. Пусть не всегда достоверной, пусть не всегда проверенной (хотя точнее – никем непроверенной). Человеку ведь свойственно, что-либо услышав, тут же делиться этим с себе подобными. Без какой-нибудь «задней» мысли: за что купил, за то и продал. Такими уж нас создали.
Не мне вам рассказывать про те «сногсшибательные» новости, которые от нечего делать клиент в процессе стрижки (или укладки) мог поведать парикмахеру. Или просто поделиться наболевшим. Рассказал и забыл…
Примерно по такому же алгоритму действовал (совершенно без какого-либо умысла) и мастер с ножницами в руках. В подавляющем большинстве подобное информационное коловращение представляло из себя банальное перемещение всевозможных слухов, сплетен, рецептов, баек и анекдотов – из одной головы в другую. Без ущерба обеим сторонам. Если, конечно, парикмахер, увлекаясь беседой… Ну, вы поняли, о чем я.
Персональная очередь
Уверен, многие наши возрастные читатели-мужчины с могилевской пропиской не раз сидели в кресле замечательного (во всех отношениях) мастера Нелли Легкой. Даже не зная ее по сей день. Достаточно только сказать, что она 20 лет, с 1970 по 1990-й годы, отработала в парикмахерской «Юность», что на Первомайской, это почти напротив «Театрального» гастронома. А также в некоторых других. Уникальный в своей профессии человек, облагородивший внешний облик самых разных могилевчан самых разных (в том числе и самых высоких) рангов.
Нелли Нотавна специализировалась в основном на мужских стрижках, но не менее успешно работала и с женскими прическами. Естественно, к такому мастеру выстраивалась персональная очередь, и большую часть своей карьеры наша героиня работала с постоянными клиентами.
С особым теплом она вспоминает тогдашнюю всесоюзную звезду танца Махмуда Эсамбаева, которого ей приходилось стричь, когда артист был на гастролях в Могилеве. В то время Нелли работала в парикмахерской гостиницы «Днепр», где на несколько дней останавливался танцор. На протяжении всего времени пребывания у нас в городе Эсамбаев, проходя мимо парикмахерской, очень театрально и в то же время уважительно раскланивался с Нелли. Наверное, был очень впечатлен не только ее великолепной работой.
Заменила ушедшую подругу
Если честно, то я несколько лет назад намеревался пообщаться с Аллой Музыкантовой, тоже известным в городе парикмахером, сестрой музыканта Марика Музыкантова. Мы с Аллой несколько раз сдвигали дату нашей рабочей встречи, а потом ее, увы, вдруг не стало. Человек, к сожалению, смертен.
А не так давно на одну из моих публикаций, в частности, о журналисте Николае Ножникове, интересный комментарий в соцсетях дает Нелли Легкая. Мол, когда она в советские времена стригла Колю (он был одним из ее постоянных клиентов), тот всегда рассказывал очень интересные истории о Могилеве прошлых лет.
Я тут же связался с Нелли, которая, как оказалось, дружила с Аллой Музыкантовой, они какое-то время вместе работали все в той же «Юности». Получается, героиня нашего сегодняшнего материала как бы заменила собой подругу. Честь ей и хвала.
Естественно, я поинтересовался у Нелли, где и у кого она училась парикмахерскому искусству. Выяснилось – у легендарного Ефима Горелика, работавшего в парикмахерской Дома Советов. Как уточнила моя собеседница, вместе с Гореликом работала некто Роза (фамилию мы не припомнили), тоже подсказывавшая молодой ученице: что, где и как.
… И у нее получалось!
Лично я припоминаю этот домсоветовский тандем, который, как правило, обрабатывал и нас, студентов ММИ, отправленных с занятий на военной кафедре в ближайшую парикмахерскую, где в кратчайшие сроки и за минимальную цену необходимо было постричься. Ближайшая как раз и находилась в Доме Советов.
Пройдя практику в «главной» парикмахерской города, Нелли свою профессиональную карьеру начала на так называемой «Горке», что напротив железнодорожного вокзала, потом – гостиница «Днепр», далее – «Юность».
К сожалению, в 1997 году Нелли, крася дома в кухне газовую трубу, упала и очень сильно повредила руку. Срочная операция в Минске длилась около 9 часов! Все более-менее обошлось, но быть в профессии из-за травмы женщина уже не могла.
Отдельного разговора заслуживает ее многолетняя «лавстори» с хорошо известным в городе хоккеистом, футболистом Геннадием Легким, которого не стало в 2012 году. Геннадий Андреевич очень гармонично сочетал в себе страстное увлечение вышеназванными командными видами спорта и трепетным отношением к своей семье и супруге, в частности. Замечательная была пара.
Теперь их супружеское знамя в руках одной Нелли Нотавны, которой хочется пожелать крепкого здоровья и благополучия. Даже только за то, что ее руки и трепетная душа когда-то делали все необходимое для того, чтобы мы с вами выглядели красавцами. И у нее это получалось!
Продолжение следует.