«Ключевая ошибка – цепляться за стратегии, которые работали раньше». Как стать успешным в бизнесе, рассказывает коуч

828
Елена НИКОЛАЕВА. Фото из архива героя публикации и pixabay.com
Как владельцу малого или большого бизнеса развивать свое дело? Какими качествами должен обладать бизнесмен и руководитель, чтобы быть успешным? Об этом поговорили с сертифицированным профессиональным коучем Натальей Низовцовой из Могилева.

Наталья специализируется на темах, связанных с профессиональной реализацией человека: как добиться карьерного роста, начать свое дело, масштабировать различные бизнес-проекты и других.

Наталья Низовцова – профессиональный коуч.
Наталья Низовцова – профессиональный коуч.

– Наталья, какими качествами должен обладать успешный владелец бизнеса?

– Одно из самых главных качеств, необходимых для успешного ведения бизнеса, – умение мыслить стратегически. Видеть долгосрочную перспективу и в соответствии с ней выстраивать свои действия. Такая многоходовая стратегия, когда можешь просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. Например, заметить потенциал товара или услуги до того, как они станут популярными.

Если владелец бизнеса действует только в рамках краткосрочного планирования, то замечает модный товар или услугу уже на пике продаж. К примеру, сейчас многие пробуют себя в торговле на маркетплейсах. Человек делает ошибку, если начинает закупать товар «на хайпе». Пока продавец закупит его, пока введет в продажу, проходит время. Если товар хайповый, значит, на рынке уже большая конкуренция. Кроме того, высока вероятность, что скоро спрос на товар снизится. Входить на пике – это практически 100-процентно сработать в убыток.

Также для бизнесмена, в принципе, как и для любого человека, важно понимание своих собственных ценностей. Часто люди из-за желания быстрой прибыли выбирают не то, что интересно и ценно для них самих, а то, что якобы должно сработать и принести прибыль. И вот здесь в случае неудачи бывает очень много разочарования, после чего очень сложно начать бизнес заново.

Если же вы занимаетесь интересным и важным для вас делом, то даже если прогораете, у вас будет понимание, что последние пять лет потратили не зря. Когда есть глобальная цель, вы можете к ней двигаться. Если это ваша ценность, то, скорее всего, вы в этом деле неплохо разбираетесь и постоянно развиваетесь. Если есть понимание, что вы хотите приумножать в мире, меньше вероятности, что потеряете мотивацию и наступит выгорание.

– Мир меняется очень быстро. Как собственникам, руководителям предприятия работать в условиях давления внешних факторов на бизнес?

– Здесь важно такое качество как гибкость – готовность в любой момент отказаться от какой-то выбранной линии поведения, товара, услуги и попробовать что-то новое. Если меняется рынок, среда, важно уметь отказаться от одной стратегии в пользу другой, от одного товара в пользу другого.

Также следует делать ставку не на что-то одно, а предлагать клиенту перечень товаров или услуг. В случае каких-то изменений, вам будет проще отказаться от одного товара, если у вас остается еще несколько позиций, приносящих прибыль. Чем больше у вас запасных ходов, тем лучше. Даже у меня как у коуча есть несколько видов услуг. Кроме индивидуальных консультаций – семинары, вебинары, онлайн-курсы…

Чтобы быть наплаву, необходимо также уметь пользоваться новыми стратегиями. Ключевая ошибка – цепляться за стратегии, которые работали раньше, в надежде, что они сработают сейчас. Почему некоторые бизнесы не растут и в конечном итоге разоряются? Потому что их владельцы годами пробуют спасти и увеличить доход стратегиями, которые уже не работают в условиях современного мира и новых технологий.

Важно анализировать ситуацию на рынке, конкурентов, удачные и неудачные сделки, прибыль и убытки. Необходимо использовать прошлый опыт, в том числе и ошибки, в конечном итоге себе во благо.

Бизнес-коучинг набирает популярность.
Бизнес-коучинг набирает популярность.

– С какими запросами чаще всего приходят владельцы бизнеса к коучу?

– Часто собственники приходят с внутриличностными запросами. Когда человек не очень понимает, чего он хочет. Нет задора в жизни, нет мотивации, человек не понимает, зачем развивать дело дальше. Понимание своих желаний – это, пожалуй, запрос номер один.

Предприниматели, которые только начинают бизнес, не понимают, с чего им нужно начать. Когда ты не понимаешь, куда идти, у тебя очень много страхов и растерянности. Не знаешь, к каким специалистам обратиться, какие документы оформить и т.д.

У того, кто уже давно ведет дело, при отсутствии понимания, куда развиваться дальше, нет мотивации стараться. Как руководить, как распределять обязанности, как выстраивать долгосрочные цели – это ключевые вопросы, которые нужно задавать себе.

Популярный запрос от клиентов: хочу увеличить доход, но не знаю как. Здесь нужно выстраивать стратегию в зависимости от бизнеса. Но механизмы работы в самом начале примерно одинаковые для всех. Задаем себе вопросы: что уже делали, что сработало, что мешает достичь результата сейчас, какие действия нужно предпринять, какие сможете предпринять на данный момент?

Часто один запрос тянет за собой другой, и с ними нужно разбираться. Многим мешают внутренние барьеры: финансовые, стратегические, личностные ограничивающие убеждения. К примеру, «у меня не получится», «в нашей стране столько не заработаешь», «этот бизнес непопулярный», «чтобы заработать, нужно вкалывать до потери пульса». Часто у человека не одно-два ограничивающих убеждения, а он весь состоит из них. У руководителя может быть убеждение, что «хороших сотрудников сейчас не найти», «нормальных клиентов нет», «все кругом ставят палки в колеса», «я ничего не могу сделать с этой командой»…

Со временем у собственников бизнеса, руководителей накапливается хроническая усталость и напряжение, ведь на них лежит огромная ответственность. Нужно быть постоянно в режиме многозадачности, большое количество людей от тебя зависит…

В чем заключается главный стресс собственника? Если сотрудник работает за зарплату и вне зависимости от того, как он сработал, не переживает, что в конце месяца денег не будет, то собственник переживает. В любом бизнесе есть развитие по синусоиде: в какой-то месяц у нас денег больше, в какой-то месяц – средне, а в какой-то – в минусе. При этом аренду, зарплату и другие счета платить приходится каждый месяц. Постоянная ответственность порождает хронический стресс. Когда человек несколько месяцев, а иногда и лет находится в напряжении, ему сложно ориентироваться, видеть новые возможности, сложно мыслить стратегически. Поэтому задача коуча в том числе дать инструменты, чтобы человек начал справляться со стрессом и накопившейся усталостью.

Популярный запрос бизнес-коучу: хочу увеличить доход, но не знаю как.
Популярный запрос бизнес-коучу: хочу увеличить доход, но не знаю как.

– Что можно сделать, чтобы удержать бизнес на плаву не в ущерб себе, не выгорая?

– Важно научиться отдыхать до того, как устанешь. Качественный отдых такая же важная часть, как и работа. Уставший мозг не может генерировать хорошие идеи, а предпринимателю важно мыслить нестандартно.

Постоянно пробовать и добавлять в процесс новизну, чтобы рутина не затянула. Здесь поможет и обмен опытом с единомышленниками. Общение с опытными бизнесменами даст мотивацию, энергию и толчок к развитию. Это могут быть бизнес-встречи, мастермайнды, бизнес-ланчи и другие мероприятия.

Отличный способ – личностный рост и развитие себя как профессионала. Когда проходите обучение, работаете с наставником, то развиваетесь вместе с этим миром, становитесь более гибким к тем изменениям, которые происходят вокруг.

Новизну можно сохранить и в бизнесе: работать в новых направлениях. К примеру, попробовать расширить линейку товаров и услуг, протестировать новые. В отдельных случаях можно даже масштабировать бизнес вплоть до франшизы.

В качестве профилактики выгорания всегда важно стремиться к привнесению нового в свою жизнь. Практически любому творческому человеку рутина дается тяжело. Тем, кто придумывает, сложно быть исполнителями повторяющихся действий. Если вы почувствовали, что выгораете, можно делегировать свои полномочия, наняв профессионала и освободив себе время для чего-то нового.

Конечно, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, что поможет тому или другому человеку в сложившейся ситуации. Ведь всегда есть какая-то предыстория, на все – свои причины. Смотрите на текущее положение дел как на результат того, что было сделано в прошлом. А также думайте, какие действия можно предпринять, чтобы эта ситуация изменилась. Потому что если вы будете делать то же самое, что и раньше, результат вас снова не устроит.