Больше годовой зарплаты
И все-таки самым большим сюрпризом для меня тогда стала не смена руководства, а другое, более приземленное событие (автор мемуаров продолжает рассказ о своей работе в 1980-х годах в Могилевском областном драматическом театре – ред.). Придя в театр после отпуска, я сразу обратил внимание, что на меня как-то странно посматривает начальство, и еще больше удивился, когда ко мне подошла главбух Валентина Романовна и сказала: «Ну, ты, Браиловский, молодец. Всех обхитрил. Поздравляю!».
А дело оказалось в том, что наша бухгалтерия начислила мне, как автору музыки ко всем сыгранным на гастролях спектаклям авторское вознаграждение в размере, вдвое превышающем мою годовую зарплату. Могилевский театр никогда до того не выплачивал таких денег своим работникам, и это вызвало в коллективе настоящий шок.
Но самое интересное было то, что я не рассчитывал на какие-то гонорары и даже не поверил своим глазам, когда увидел зарплатную ведомость. Разумеется, в мое неведение никто в театре не поверил, считая, что я все заранее спланировал.
«Не обращай ни на кого внимания»
…Разобравшись в данной ситуации, я понял, что единственной причиной волнения, охватившего тогда руководство театра, была обычная провинциальная болезнь, в народе называемая «жабой». И это был еще один в моей жизни «звоночек», ничего хорошего в дальнейшем не суливший.
Когда я рассказал о случившемся Дольникову, он даже обрадовался и сказал: «Так это замечательно. Давай работать дальше, и не обращай ни на кого внимания», после чего я принес бутылку коньяка, и мы прекрасно провели вечер. Кроме того, я был уверен, что никакое начальство не может запретить использование в спектаклях музыки члена Союза композиторов Браиловского. Даже по тем временам это было бы явным перебором.
…Однако, кто-то не мог спокойно пережить того факта, что этот бородатый, непонятно откуда взявшийся еврей, набивает себе карманы, когда настоящие служители Мельпомены прозябают в нищете. Прежде всего, на афишах новых спектаклей вместо надписи «композитор Браиловский» стали писать «музыкальное оформление Браиловского». Мои гонорары стали значительно скромнее, хотя количество моей музыки в спектаклях не уменьшалось.
Тем временем мы готовили к выпуску музыкальную постановку по мотивам «Человека-невидимки» Герберта Уэллса. В этом спектакле, который Саша назвал «Необычайное происшествие в Айпинге», определив его жанр как музыкальный детектив, на сцене, оформленной под захолустный английский трактир, играл «живой» ретро-джаз. Благо, для приглашения музыкантов, в основном, преподавателей музучилища, у меня уже были собственные средства.
Продолжение следует.