Кто разрешил в кабине лифта жилой многоэтажки разместить рекламу? Разбирались, как бороться с недобросовестными ее распространителями

1006
Галина Покровская. Фото автора.
Лифт в многоэтажке – самое востребованное место общего пользования, проживающих в доме. И если он выходит из строя или в силу износа либо порчи нуждается в замене, для жильцов особенно верхних этажей наступают без преувеличения «черные» дни. Этим, наверное, и объясняется столь болезненная их реакция на любую порчу подъемника. В том числе на появление рекламы.

Но реклама в кабинах лифтов, на панелях входной их группы появляется с неизменным постоянством. И если с наклеенными проспектами бороться проще – сорвал и выбросил, со стендами сложнее – нередко они привинчены (в лифте!) шурупами.

В конце 2023-го два стенда для рекламных проспектов кто-то разместил и в нашем лифте – в 10-этажном доме, владельцами которого является товарищество собственников (ТС), по адресу: проспект Шмидта, 60.

Сорвать и выбросить – так не работает

При появлении первого стенда жильцы несколько раз от него избавлялись – попросту срывали незамысловатую конструкцию, но ее после починки кто-то возвращал на прежнее место.

После появления второго стенда владельцы квартир во время перемещения в лифте переспрашивали друг у друга: кто разрешил? что за произвол? кто на этом зарабатывает? кто ответит за порчу лифта? Но дальше разговоров дело не шло. Не найдя соратников, решила поискать ответы на эти вопросы в одиночку.

Кто подписал договор?

Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.
Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.

И позвонила в «Коммунальник» (диспетчеру) – организацию, которая занимается техническим обслуживанием дома. Там уверяли, что к появлению рекламных стендов и рекламных проспектов в лифте не имеют никакого отношения. И посоветовали обратиться в ЖЭУ №17, которое назначено уполномоченным лицом по дому, так как с прошлого года в товариществе собственников нет председателя. Мастер ЖЭУ №17 пояснила, что о рекламных стендах слышит от меня впервые. А если кто и давал разрешение, то это может быть организация, которая занимается техническим обслуживанием подъемного устройства или председатель правления с согласия членов организации собственников.

В доме №60 по проспекту Шмидта обслуживанием лифтов занимается ОАО «Могилевлифт». Начальник участка №2 этого предприятия подробно рассказал про то, что разрешение на размещение рекламной продукции внутри домов, в подъездах и в лифтах дают только жильцы на собрании собственников. Если коллективного согласия не было, значит, предприятие, занимающееся распространением рекламы, разместило стенды в лифтах без разрешения – самовольно, что, оказывается, случается с постоянной периодичностью не только в Могилеве, а и в других городах страны. Когда волна возмущения жильцов поднимается, стенды исчезают, но, когда об инциденте забывают, они появляются вновь.

Предприниматель-аноним

Скорее всего, с расчетом на такую реакцию кто-то, очень предприимчивый, разместил рекламные стенды и в нашем лифте. Но как установить, кто это: агентство, фирма, ИП? На установленных стендах никакой информации о владельце стендов нет. При этом рекламные проспекты периодически в них меняются, то есть кто-то заходит в подъезд, зная код. Дежурить теперь что ли возле лифта, в надежде застать распространителя рекламы на «месте преступления»?

Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.
Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.

За разъяснениями позвонила в Минск – в Белорусское общество защиты прав потребителей. Там отметили, что обратилась не по адресу, потому что реклама – это прерогатива сферы торговли. И, скорее всего, разрешение на ее размещение рекламное агентство получило в управлении торговли Могилевского горисполкома.

В управлении торговли и услуг Могилевского горисполкома пояснили, что их ведомство действительно занимается рекламой, но наружной. Реклама, размещенная внутри дома, а тем более в кабине лифта – территория ЖКХ или собственников дома.

Круг замкнулся. На поиск истины ушло больше трех недель, а воз и ныне там. За это время не раз возникало желание просто сорвать, размещенные в лифте стенды, и выбросить в мусорный ящик. Но в подъемнике установлено видеонаблюдение. А если все же владелец этих стендов имеет разрешение на их установление, у него будет доказательство порчи его имущества мной.

Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.
Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.

Ситуация заставляет искать варианты решения в рамках существующего правового поля. Позвонила на «прямую линию», которую проводил 15 января Могилевский горисполком, заместителю начальника управления жилищно-коммунального хозяйства, как представитель товарищества собственников. С моим возмущением там согласились и посоветовали обратиться в юридический отдел ЖРЭУ Октябрьского района Могилева, который выполняет функции уполномоченного лица по дому №60 по проспекту Шмидта.

При каких условиях реклама в лифте законна?

– На сегодняшний день (26 января 2024 года) никаких договоров о размещении рекламы в лифтах дома №60 по проспекту Шмидта юридический отдел ЖРЭУ Октябрьского района ни с кем не заключал. Функции уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения мы выполняем с лета 2023 года. Не исключено, что была какая-то договоренность до этой даты с председателем товарищества собственников, но без решения их общего собрания (решение фиксируется в протоколе общего собрания) она не имеет юридической силы. Отсюда вывод: реклама в лифтах без проведения общего собрания размещена нелегально, – пояснил начальник юридического отдела ЖРЭУ Октябрьского района Александр Мазуров.

Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.
Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.

Он также обратил внимание на то, что разрешение на размещение рекламной продукции внутри домов, в подъездах, в лифтах не дают ни в районных администрациях, ни тем более в ЖРЭУ, ЖКХ или ЖЭУ, хотя именно в эти ведомства рекламные агентства часто обращаются с предложением заключить договор на размещение рекламной продукции. Но согласно законодательству рекламодатели должны решать этот вопрос на общих собраниях товариществ собственников либо ЖСК (жилищно-строительного кооператива). И только при согласии 50% жильцов плюс 1 голос, то есть большинства, и заключается соответствующий договор, на основании которого рекламное агентство может распространять рекламу в подъездах и лифтах на вполне законных основаниях.

Заключенный договор с подписями сторон все время его действия хранится у председателя товарищества или у уполномоченного лица. То есть в нашем случае – в юридическом отделе ЖРЭУ Октябрьского района. Александр Мазуров заверил, что такого документа у них нет.

Жилищным кодексом Республики Беларусь предусмотрены и иные способы принятия решений в отношении общего имущества совместного домовладения, но все они должны быть согласованы опять же на общем собрании (!) участников совместного домовладения, что тоже должно быть зафиксировано протоколом общего собрания.

Кстати, решения общего собрания участников совместного домовладения, принятые в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, являются обязательными для всех участников совместного домовладения.

Цена вопроса

Описывая детально историю со стендами в лифте, умышленно не затрагивала финансовую ее сторону, потому что пока не установлено лицо, оказывающее такую услугу и неизвестны его расценки. Нашла в Интернете статью про схожий инцидент, случившийся в Минске. Ее автор отмечает, что за год реклама в лифте приносит более 180 долларов оборота. В одном лифте. В доме №60 по проспекту Шмидта их четыре. И я точно знаю, что подобная реклама в лифтах появилась и в других домах Могилева.

Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.
Декабрь 2023-январь 2024 года. Могилев. Лифт дома №60 по проспекту Шмидта с рекламой внутри.

При этом смею напомнить: согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь, лестничная площадка и лифт – это общее имущество совместного домовладения – собственников квартир, на которых возлагается обязанность оплачивать их содержание, эксплуатацию и другие расходы. В том числе ремонт после порчи такими вот нерадивыми рекламными агентствами. То есть косметический ремонт в подъезде, который уродливо и неопрятно выглядит, в том числе и из-за приклеенных насмерть рекламных листовок, оплачивается не из ежемесячной квартплаты, а дополнительно – по факту его выполнения – каждым владельцем квартиры в зависимости от занимаемой жилой площади.

– Если допустить факт обращения рекламного агентства к жильцам дома с предложением размещать в лифтах их подъездов рекламу (вынужден отметить, что пока в моей практике такого не было), на общем собрании жильцов в обязательном порядке, в том числе, обсуждается вопрос распределения дохода от оказания такой услуги. Стороны могут договориться размещать рекламу на безвозмездной основе, то есть такое допустимо, но вряд ли в этом будут заинтересованы жильцы дома, – разъясняет Александр Мазуров. – Скорее всего, речь будет идти о размещении рекламы на возмездной основе. На собрании необходимо озвучить конкретную сумму, которая будет перечислена на счет товарищества. Распределяться доходы между собственниками не имеют права, поскольку ТС или ЖСК не коммерческие организации. Использовать вырученные деньги они могут на коллективные нужды, проживающих в доме, по их общему согласию, например, на тот же текущий ремонт подъезда, помещений общего пользования, освещение, обустройство придомовой территории и даже парковки.

Заявление в милицию

Александр Мазуров, как представитель уполномоченного лица по дому №60 по проспекту Шмидта, по факту моего обращения взял на себя обязательства составить заявление в милицию по факту порчи общего имущества совместного домовладения, принадлежащего товариществу собственников. Пообещал держать в курсе того, как будет проходить процесс расследования. Поэтому к теме нелегального размещения рекламы в лифтах я еще вернусь и расскажу, чем закончилось история с рекламой в лифтах дома №60 по проспекту Шмидта.