За последние два года Валерий стал известным блогером. Сегодня в его соцсетях около двух миллионов подписчиков. География аудитории большая: Беларусь, Россия, Казахстан, Украина и другие русскоговорящие страны. Про Валеру в начале его блогерства писали СМИ, но последние полгода молодой человек стал реже появлялся в соцсетях. Мы решили узнать, чем он сейчас занимается. Поговорили с Валерой о том, как изменилась его жизнь после ДТП, о популярности и хейте в интернете, о спортивных достижениях и о том, как он справляется с трудностями.
– Валерий, в последнее время ты снизил свою блогерскую активность. С чем это связано?
– Мне стало не нравиться то, что я делаю, оказался в некотором тупике. Наверное, случилось эмоциональное выгорание в связи с определенными обстоятельствами в личной жизни и внешними событиями. Нужно было переосмыслить происходящее. Прежние приколы под музыку уже не приносили удовлетворения.
Хочется своим примером мотивировать людей. Раньше мне часто писали люди, попавшие в похожую ситуацию, что мое позитивное отношение к жизни вдохновляет их. В свою очередь это мотивировало и меня продолжать заниматься блогерством. Сейчас думаю попробовать выпускать ролики лайф-формата про свою жизнь. Подписчики просят, чтобы я больше рассказывал о том, как и чем занимаюсь повседневно.
Собираюсь возобновить тренировки по теннису, но уже более серьезно. В эти полгода я подзабил в том числе на спорт, хотя у меня были хорошие результаты. Даже завоевали с напарником третье место на Открытом чемпионате Беларуси в паре среди мужчин по теннису на инвалидных колясках. Потом ездили на чемпионат в Москву.
– До аварии спорт в жизни присутствовал?
– Спортом никогда не занимался, мог для себя иногда на турнике подтянуться, но в спортзал не ходил. А когда попал в ДТП и пролежал девять месяцев, сильно поправился. Понял, что с одной ногой не потяну своего веса. Нужно было восстанавливаться.
Первый мой ролик, набравший пять тысяч подписчиков, был как раз о том, как я занимаюсь на турнике. Я еще ходил с аппаратом Илизарова на ноге. Это было в апреле 2021 года. Обо мне даже написал один известный белорусский сайт и там же выложили ссылку на ролик, который неожиданно стал популярным. До этого видео не набирали столько просмотров. А когда я начал показывать, как с одной ногой занимаюсь в тренажерке, аудитория стала подтягиваться.
Спустя время мне написал один из участников могилевской команды теннисистов-колясочников и позвал на тренировку. Поначалу к его предложению я отнесся скептически, но когда он написал мне второй раз, решил попробовать. Пришел, даже не имея представления, что такое большой теннис на коляске. Стал ходить на занятия, изучил правила и неожиданно для себя увлекся.
– Но ты можешь передвигаться без коляски…
– На коляске я практически не сидел. Как только сняли аппарат Илизарова, начал ходить. Причем, благодаря блогерству и теннису вел довольно активную социальную жизнь.
За это время переосмыслил многое. Я сам, когда раньше гулял по городу, редко встречал людей на коляске. К сожалению, инвалиды у нас мало социализированы и интегрированы в общество. Сами они часто стесняются и не хотят лишний раз выходить из дому. К тому же на инвалидной коляске не везде удобно добираться: сказывается отсутствие доступной среды.
А когда я был в Минском протезирующем центре, увидел, что людей без рук, без ног у нас очень много. Многие, кто ходит с протезом, пытаются это скрыть. А я уже привык к вниманию, не стесняюсь показать, что у меня протез вместо ноги. Люди должны привыкать, что среди нас есть люди с ограниченными возможностями. Меня многие узнают, поэтому я не могу понять: человек смотрит, потому что помнит меня по роликам или потому, что у меня ноги нет. Я предпочитаю думать, что узнают. А ребята на колясках часто переживают из-за такого внимания.
– Почему решил заняться блогерством?
– Снимать и выкладывать ролики в соцсети предложила моя бывшая девушка Настя. На тот момент мы с ней встречались. Это она замотивировала меня на то, чтобы стать блогером. За год или два до аварии, когда я был еще с двумя ногами, мы подписались в Инстаграме на Сергея Кутового из Архангельска. У него похожая история: ампутировали ногу. На данный момент у него 3 млн подписчиков в Инсте. Сейчас переехал в Москву, женился, у него родился ребенок. Для меня Сергей пример: я вижу в его жизни то, к чему я должен прийти.
После аварии, наблюдая за его жизнью в Инстаграме, понял, что я тоже могу вести видеоблог. Настя очень поддержала меня в этом намерении. Решили, что когда восстановлюсь, начнем. Я помню, что в ТикТоке мы зарегистрировались в августе 2020, а первый ролик залили 23 февраля 2021 года.
– Откуда берешь идеи для контента?
– В основном придумываю сам, иногда подбрасывает мама, а снимать видеоконтент помогают родные и друзья. Если есть необходимость, обращаюсь к профессионалам.
По моему опыту, главное в ролике – идея. Часто рилс, сделанный на телефон своими силами, заходит аудитории лучше, чем снятый профессионально.
На сегодняшний день у меня три площадки. Больше всего подписчиков в ТикТоке (1 млн.200тыс.), 600 тысяч на Ютубе, 300 тысяч в Инстаграме. В основном дублирую одни и те же ролики в разные соцсети – на каждой площадке своя аудитория.
– Какие твои ролики стали самыми популярными?
– Больше всего (около 15 млн просмотров на всех платформах) набрал ролик про «спасение» собаки. Но спустя год можно признаться: мини-серия рилсов с «бездомным псом» постановочная, а жизнь у четвероного друга вполне благополучная. Роль беспризорного пса сыграла собака моей подруги. Эта история из пяти роликов набрала в целом 25 миллионов просмотров. Потом девчонка с нашей главной героиней «сериала» уехала в Турцию, и мы уже не смогли снимать продолжение.
Прошел год, а люди до сих пор спрашивают, где моя собака. Приходится объяснять, что это было кино.
– Как подписчики реагируют на постановочные ролики?
– Негатива нет. Времени много прошло. Конечно, если бы признался сразу, скорее всего, ролики про собаку не набрали бы столько просмотров.
– С хейтом сталкиваешься?
– Практически с самого начала своего блогерства. Я никогда не скрывал подробности аварии. Рассказывал подписчикам и про то, что у меня нашли алкоголь в крови. Но все равно находились люди, которые в сотый говорили: ты мог убить человека. Я много раз уже повторял, что признаю ошибку и сделал выводы. Надеюсь, что мой пример станет наукой для других людей, и они не сядут за руль в нетрезвом виде. Сам теперь советую всем: не садитесь за руль пьяными, не гоняйте на дорогах, особенно в городе. Жизнь и здоровье ваше и других людей важнее! Именно для этого я и рассказывал свою историю в соцсетях. Но есть хейт в интернете, от которого в принципе уйти невозможно, если ты что-то выкладываешь. Я поначалу пытался спорить, потом перестал. Понял, что бесполезно трачу время.
В любом случае поддержки аудитории у меня было больше. Ее было столько, что плохие комментарии просто не имели значения. Отношусь к ним с пониманием. Вообще в соцсетях самым лучшим активом аудитории считаются люди, которые пишут о тебе плохо. Они, как правило, и задают активность, тем самым влияя на продвижение роликов.
– Ваш совет людям, оказавшимся в подобных жизненных обстоятельствах: как не скатиться в депрессию?
– Конечно, сразу накатило уныние. Было бы странно в такой ситуации, если бы его не было. Но при этом я чувствовал невероятную поддержку родных и друзей, которые меня вдохновляли и давали силы жить дальше, искать выход из ситуации. В больнице понял, что никогда не нужно обесценивать чужие проблемы. Если рядом нет близкого человека, который тебя поддержит, ты можешь так загнаться, что из депрессии будет сложно выйти.
У меня в трудный момент была любимая девушка. Мы прожили вместе еще полтора года, правда, потом расстались. На момент аварии Настя работала в той же больнице, куда я попал, и постоянно приходила ко мне, не давала унывать. Мы строили планы на будущее – это не давало упасть духом.
Благодаря поддержке родных, как только выписался домой, я стал сам зарабатывать на жизнь. Поначалу занялся торговлей мужской одеждой через Инстаграм. Эту идею мне подбросила моя тетя, которая сама занималась продажей женских вещей и помогла мне разобраться, как это сделать. Она же помогала с доставкой.
До аварии я работал мастером в дорожно-мостовом предприятии. У меня всегда было представление, что работа – это то место, куда нужно ходить. А я в Интернете, лежа на кровати, начал неплохо зарабатывать. Дело мое быстро развивалось, но однажды Инстаграм заблокировал бизнес-страницу. Завел другую, но и она просуществовала всего полгода. К тому моменту я уже занялся блогерством, поэтому переключился на создание роликов. Кстати, мама поначалу очень тяжело восприняла, что я буду что-то снимать. А сейчас сама уговаривает меня, чтобы снимал больше.
По сути, авария подтолкнула меня изменить свою жизнь: освоил новые сферы деятельности, многое переоценил. Но я всегда верил в свои силы, что у меня все получится, и у меня получилось. Может, я бы и быстрее добился того, чего хочу, но реальность вносит свои коррективы. В связи с войной в России заблокировали Инстаграм, а россияне были довольно значительной аудиторией. Если бы этого не случилось, думаю, все свои планы я бы уже осуществил. Нужно было время, чтобы просмотры снова выросли. Так что пока есть к чему стремиться, и это хорошо.