Без увеличительного стекла не обойтись
Периодически погружаясь в наше прошлое, мы зачастую не успеваем разглядеть отдельные мелкие его частицы, которые с высоты сегодняшнего дня становятся уж совсем малозаметны. А иные факты различных событий автору были просто неизвестны. Ни тогда, ни сейчас.
Это я к тому, что многие появляющиеся в нашей ретро-рубрике материалы после их публикации вдруг начинают пополняться информацией ранее неведомого свойства. Включается, если хотите, коллективная память: многие наши читатели ведь тоже были участниками и свидетелями того, чем полнятся воспоминания вашего покорного слуги. Все мы одним миром мазаны.
Вот и фото нашлось…
К примеру, в очерке о легендарном могилевском коллекционере (и не только) виниловых пластинок по кличке Агафон (Александре Агафонове) я упомянул о том, что так и не смог отыскать ни одной фотографии этого незаурядного во многих отношениях джентльмена. Тогда пришлось ограничиться снимком его портрета с могильной плиты на Успенском кладбище (Александр покинул наш мир в феврале 2012 года).
Через пару дней после публикации на просторах вайбера меня разыскал Илья Соболев, сын могилевского музыканта Димы Соболева, поддерживавшего дружеские связи с Агафоновым. Илья поделился весьма яркими впечатлениями по поводу папиного товарища, который оставил в его юношеском сознании приятные во всех отношениях воспоминания. А еще прислал фотографию, на которой Агафонов вместе с семьей Ильи (на снимке он с мамой и тетей) зимним вечерком прогуливается по Могилеву. Прямо как сегодня, в канун Старого нового года. Мне кажется, автором снимка является Дмитрий Соболев (и ему царствие небесное).
А еще через день меня разыскал Вадик Байков, который не преминул, опять же, отметить замечательные качества Агафонова, добавив, что наш герой очень хорошо играл в настольный теннис. Практически на профессиональном уровне.
Отличный новенький рюкзак
В некоторой степени обескуражившими выглядели некоторые факты, «прорисовавшиеся» после публикации о могилевском «семидесятнике» Валике Горленко, которого не стало в конце ноября прошлого года. Прихожу я как-то после его похорон в Селянскую баню, а следом за мной – знакомец, тоже постоянно по субботам ходит ублажать душу банным веником. Обычно он берет с собой какой-то замызганный мешок, а тут явился с новехоньким рюкзачком. Я поинтересовался обновкой.
«Валик с Быховского базара подарил, – говорит знакомец, – отличный рюкзак!».
«Какой Валик? Уж не Горленко ли?» – качнуло меня.
«Он самый! – отвечает знакомец. – Взял и подарил. Просто так».
«О, так и ты его знал! А что Валика три дня назад мы похоронили – в курсе?»
«Ага, знаю, – с грустью поясняет товарищ. – Жалко, хороший был мужик. Очень душевно всегда к людям относился. Он мне этот рюкзак еще летом отдал, но я все берег его».
«Носи на здоровье!»
Через неделю после Селянской бани звонит мне Валерий Катков, известный в городе музыкант: «Слушай, прочитал твою статью про Валика Горленко и хочу кое что сказать. У меня же ведь часы от Валика остались».
«Какие, – спрашиваю, – часы?».
«Да вот пару лет назад иду я как-то по Быховскому базару, – рассказывает Валерий, – а навстречу Валик. Гляжу, у него часы на руке поблескивают. Я ему намекаю, что классные «котлы». А он мне тут же: тебе нравятся? Не успел я толком что-то добавить, он снимает часы и отдает их мне: носи на здоровье! Вот такой был человек!».
После такого мини-рассказа Валеры я уже не мог, проходя мимо Быховки, не заглянуть туда, где Валик Горленко торговал почти 10 последних лет. На тот момент место пустовало. Над базаром словно некий диковинный и добродушный зверь нависал расположенный на возвышенности парк Горького, который сегодня венчает уже церковный купол. Чуть в стороне – уже давно заросшая деревьями площадка знаменитой в 1970-80-е годы танцплощадки.
Наверное, этот пейзаж из прошлого каким-то особым образом воздействовал на нашего героя, который, как видим, умудрился аккумулировать и сохранить в себе те качества, которые, как любили писать тогда в газетах, характеризует советского молодого человека. Спорить не буду, бывало и такое. Не забывайте своих старых друзей!
Продолжение следует.