Головные боли, тики, задержка речи. Чем могут грозить детям гаджеты – поговорили с неврологом

1643
Галина ПОКРОВСКАЯ. Фото: pixabay.com
Сотовый телефон, планшет, компьютер – гаджеты, без которых жизнь современного человека уже представить трудно: оперативное общение, доступ в интернет, работа, развлечения. Благодаря последнему аспекту невероятной популярностью пользуются гаджеты и у детей. Многие родители поощряют этот интерес: не шатается по подворотням, расширяет кругозор, не докучает – сплошные плюсы.
28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.
28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.

Педиатры, офтальмологи, детские психологи и неврологи уверяют, что и минусов от пользования гаджетами достаточно. Среди них и детский невролог медцентра «А Клиника» Могилева Татьяна Еремина.

При встрече она, вспоминая случаи из собственной практики, рассказывала про то, что все чаще сталкивается с маленькими детьми, которые не умеют говорить, но умеют включать и выключать планшет, переключать каналы телевизора. Взрослые рассказывают про это с радостью и гордостью. Так ли все безобидно?

28.12.2023. Могилев. Детский невролог медцентра «А Клиника» Татьяна Еремина. Фото из личного архива
28.12.2023. Могилев. Детский невролог медцентра «А Клиника» Татьяна Еремина. Фото из личного архива

– Во всем – и в пользовании гаджетами должна быть мера, а для детей особенно. Если чрезмерного пользования телефоном не будет, он не будет угрозой их здоровью, – разъясняет Татьяна Еремина.

– Чем же опасны гаджеты для детей?

– Слишком раннее пользование телефоном или планшетом может серьезно навредить малышу. Чревато серьезными заболеваниями и многочасовое «залипание» для детей школьного возраста. Во-первых, страдает зрение (об этом писали ранее в интервью с офтальмологом). Во-вторых, наушники и громкий звук приводят к тому, что слух у ребенка теряет остроту.

Напряженная вынужденная поза за компьютером приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника. В результате долгого вынужденного положения кисти руки могут возникнуть патологии. По этой же причине у ребенка нарушается координация между сигналами головного мозга и движениями рук, нарушается мелкая моторика рук, что может стать причиной нарушения речи у ребенка. Уменьшается его двигательная активность, что приводит к избыточному весу и ожирению.

Но самое главное – страдает головной мозг. От длительного нахождения в вынужденной позе нарушается циркуляция крови в конечностях, во внутренних органах, в том числе в головном мозге, что чревато снижением концентрации внимания и памяти.

Но и это еще не все. Статическая нагрузка на шейный отдел позвоночника, напряжение мышц шеи вызывает затруднение венозного оттока из полости черепа, что приводит к головным болям и головокружениям. Ритмичность электронных сигналов может спровоцировать приступы, так как головной мозг ребенка имеет повышенную судорожную готовность. В мире уже описаны случаи телевизионной и компьютерной эпилепсии. И в моей практике, к сожалению, уже был такой случай, когда девочка на каникулах больше 5 часов в день смотрела телефон и телевизор, после чего случился приступ. Закончилось все госпитализацией и лечением.

И если такие тяжелые формы чрезмерного использования гаджетов, к счастью, пока редкость, частота жалоб на повышенную нервозность, раздражительность, нарушение сна, частые моргания, подергивания в области лица, мускулатуры на протяжении последних 5-7 лет заметно увеличилась. И даже если есть иная явная их причина, например, психологическое давление, чрезмерное пользование гаджетами усугубляет проблему.

Увы, сегодня уже практически с младенчества ребенок в той или иной форме пользуется телефоном или планшетом. Некоторые родители уверяют, что только с их помощью могут успокоить ребенка или покормить его. Как правило, к году такой ребенок уже неплохо пользуется телефоном, но в большинстве случаев не может ходить и, что самое страшное, не говорит.

28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.
28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.

– Виноват телефон?

– Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами и ему нужна живая реакция на совершенные действия.

А если с взрослением ребенка так называемое «экранное время», то есть время, проведенное с телевизором или телефоном, увеличивается до нескольких часов в день, последствия усугубляются. Потому что в возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Продолжительное использование гаджетов тормозит эти процессы. По этой же причине у ребенка появляются трудности в общении с детьми, он не формирует навык договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе и как результат – еще больше «сидит в телефоне».

– Для ребенка увлечение телевизором не так опасно, как телефоном?

– Только для зрения. А в остальном принципиальных отличий нет, если перед экраном ребенок проводит все свое свободное время. Даже, когда на него не смотрит, а рядом играет с включенным, как утверждают взрослые для фона, телевизором. Но в это время для ребенка именно его звук становится главным, а речь родителей уходит на второй план, а телевизор не вызывает рефлекс повторения. Последствия – задержка развития речи. Многие родители сами признают, что «испортили» полностью здорового ребенка мультфильмами, которые он часами тихонько сидел и смотрел.

В школьном возрасте у таких детей часто наблюдаются трудности в обучении и восприятии информации. Потому что привыкли воспринимать мир с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно и по принципу «увидел и забыл». Им сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением, которое становится утомительным и неинтересным, а без него общеобразовательную программу не осилить. К тому же, чтобы развиваться, ребенку нужно общение со взрослыми и окружающим миром, контакт с реальными объектами: теми же игрушками, которые можно потрогать, растениями, которые можно нюхать, нужны папины и мамины рассказы, беседы, споры – гаджеты не могут в этом их заменить.

И они не способствуют развитию мелкой моторики, то есть ребенку обязательно нужно собирать пазлы, заниматься лепкой, рисованием, шитьем, вырезать что-то ножницами.

28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.
28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.

– Сколько можно сидеть ребенку за компьютером?

– Практика показывает: чем больше сидит, тем больше хочется. Поэтому детям до 3-х лет вообще не нужно пользоваться гаджетами. Дальше все будет зависеть от состояния здоровья ребенка, его интересов, например, если ему телефон помогает изучать иностранный язык, время пользования может быть от часа до двух. Но желательно его дробить, делать перерывы. Если же ребенку нужен телефон только для того, чтобы поиграть в игры, совсем запрещать им пользоваться нельзя, но желательно договориться о правилах и контролировать их выполнение, чтобы обязательно оставалось время на игры на свежем воздухе, на живое общение, которое является своеобразной профилактикой компьютерной зависимости у детей. К сожалению, растут случаи, когда ребенку все кроме компьютера скучно и не интересно. И родителям приходится обращаться за помощью к психологу.

– В вашей практике тоже были такие обращения родителей?

– Приходят с другими жалобами: ухудшение зрения, постоянные головные боли у ребенка, тики, головокружение, раздражительность. Если после тщательного обследования пациента патологий не выявляем, выясняем, насколько часто он контактирует с гаджетами. Назначаем витамины и настоятельно рекомендуем ограничить просмотры компьютера – и уже через два-три месяца видим явное улучшение самочувствия.

28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.
28 декабря 2023 года. Поговорили с неврологом о последствиях многочасовых просмотров гаджетов для детей. Фото pixabay.com/ru.

– Что можно сделать родителям и близким ребенка, чтобы снизить влияние гаджетов?

– Во-первых, стать примером в их пользовании. Если родители сами и дома, и на прогулке постоянно с телефоном в руках, ребенок предупреждения об опасности гаджетов будет пропускать мимо ушей. Взрослым необходимо учить ребенка правильно пользоваться телефоном, тогда он сам будет находить и анализировать полезную информацию в интернете. Нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения. Важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения. И обязательно вместе с ним клеить, лепить, вырезать, рисовать, петь и читать книжки – всем детям необходимо живое общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели, тогда у них не будет желания убегать от одиночества «в телефон».

– Можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?

– Безусловно. Развивающие мультфильмы, образовательные программы различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы – все это позволяет образовательный процесс сделать интересным и увлекательным для ребенка. Но чтобы гаджет стал помощником в получении знаний и достижении успехов, нужно чтобы взрослые держали под контролем контакт ребенка с телефоном или планшетом.

– Сейчас много споров о том, когда ребенку пора обзавестись своим собственным телефоном. Что вы посоветуете?

– Только тогда, когда он пойдет в школу. Но нужно будет следить за тем, сколько времени ребенок проводит с телефоном в руках и что он там делает.