«Завоевать доверие труппы в Могилевском театре тогда было задачей почти нереальной». Композитор Владимир Браиловский вспоминает о музыке и не только

1152
Подготовил Евгений БУЛОВА. Фото автора и из архива Владимира Браиловского
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов, выпускник Московской консерватории повествует о прожитых годах. Фрагменты из мемуаров.

Творческий тандем

Могилевский областной драматический театр. Могилев, 2023 г.
Могилевский областной драматический театр. Могилев, 2023 г.

Единственным режиссером, с которым я сотрудничал постоянно, был Александр Дольников, пришедший на должность главного режиссера и ушедший из театра одновременно со мной (автор мемуаров продолжает рассказ о своей работе в 1980-х годах в Могилевском драматическом театре – ред.). Наш творческий тандем был плодотворен и просуществовал три сезона. До этого Саша, с которым у меня сложились приятельские отношения, после окончания театрального института с «красным» дипломом поработал очередным режиссером в Брестском драмтеатре и прибыл в Могилев по направлению Министерства культуры. Среди актеров ходили слухи, что у Дольникова были какие-то высокие покровители в Минске.

Труппа приняла нового главрежа неоднозначно. Недоброжелатели ставили ему в вину большее внимание к собственным постановкам, чем к актерскому цеху. Особенно были недовольны артисты старшего поколения, воспитанные на традициях Станиславского. Они требовали более глубокой проработки образов, а Дольников чаще всего предлагал им самим найти изюминку роли. Не берусь судить, хорошо это или плохо – одни спектакли получались лучше, другие хуже, все зависело не столько от режиссера, сколько от актеров.

Владимир Браиловский. Могилев, 1990-е годы.
Владимир Браиловский. Могилев, 1990-е годы.

Вообще-то завоевать доверие труппы в Могилевском театре тогда было задачей почти нереальной, так как еще свежи были в памяти актеров и зрителей главрежи, буквально всколыхнувшие театральную жизнь города. В 70-е годы это был Юрий Мироненко, спектакли которого я еще застал. Между прочим, он тоже ушел из жизни в молодом возрасте при каких-то загадочных обстоятельствах, о чем долгие годы шептались в кулуарах театра.

Легендарный Маслюк

А в начале 80-х эту должность занял легендарный Валерий Маслюк, постановки которого вызывали небывалый ажиотаж. Особенно громкий успех имел спектакль «Тутэйшие», считавшийся тогда весьма смелым с идеологической точки зрения. О нем восторженно отзывались и в музучилище, где я тогда работал, однако так и не удосужился его посмотреть, отчасти из-за того, что спектакль шел на белорусском языке, который для меня был тогда не очень понятен и малопривлекателен, о чем до сих пор сожалею.

Владимир Браиловский (слева) слово говорит. Могилев, 1990-е годы.
Владимир Браиловский (слева) слово говорит. Могилев, 1990-е годы.

После этой постановки Маслюк переехал в Минск, затем работал в Витебском театре имени Якуба Коласа и все по той же роковой театральной традиции неожиданно скончался в возрасте 48 лет.

Актеры Могилевского театра очень любили этого талантливого режиссера и не без оснований считали его незаменимым. Поэтому появление любой другой личности, не дотягивающей до уровня Маслюка, не могло быть с радостью воспринято труппой. До этого уже два режиссера не удержались на должности главного больше одного сезона: после Мироненко это был Е.Вялков, а после Маслюка – О.Соловьев. Их «съела» труппа, избалованная креативными руководителями. Так что, три года работы Дольникова с этим коллективом, в определенном смысле можно считать успехом.

«Ни одну юбилейную дату, связанную с Днем Победы, я не обошел своим вниманием».

Впрочем, все эти обстоятельства для меня тогда не имели значения, да я ими особенно и не интересовался. Меня полностью устраивало то, что Саша Дольников давал зеленый свет всем моим композиторским идеям. Мне нравилось, что пьесы, которые он брал к постановке, требовали разных по жанру и стилистике музыкальных решений. И в этом разнообразии я буквально купался.

Владимир Браиловский. Могилев, 1998 г.
Владимир Браиловский. Могилев, 1998 г.

Первым нашим совместным спектаклем был «Седой аист», ставший четверным дебютом. Это была первая, увидевшая свет пьеса начинающего гомельского драматурга Василя Ткачева, и также впервые в Могилевском театре заявили о себе режиссер Александр Дольников, актер Григорий Белоцерковский, которого Саша привез из Бреста, ну и композитор Владимир Браиловский. Спектакль отнюдь не изобиловал интригами, действие развивалось очень медленно: в разрушенную войной белорусскую деревню возвращаются оставшиеся в живых крестьяне. Ну а моей музыкальной задачей было передать психологическое состояние потерявших кров людей, по возможности прибавив динамики театральному действу.

Само собой разумеется, что в партитуре я использовал звучание народных инструментов: цимбал, жалейки и баяна, а также колокольчиков, когда сошедшей с ума женщине мерещатся ее погибшие дети. В кульминационных моментах звучал также симфонический оркестр с хоровым вокализом.

Премьера спектакля состоялась весной 85-го года, и естественно, была посвящена 40-летию Победы. Между прочим, ровно за 10 лет до этого в Киргизии я уже откликнулся на аналогичную юбилейную дату вокально-симфонической поэмой «Двадцать восемь». Тогда мне даже удалось стать лауреатом республиканского конкурса, а вот в Могилеве мой труд остался незамеченным, хотя недоброжелатели нового главрежа утверждали, что если бы не музыка, спектакль вообще бы не получился. Я об этом судить не мог, а как композитор был доволен своей работой, тем более что военная тематика меня всегда вдохновляла. Между прочим, именно тогда в процессе репетиций я открыл для себя музыкальный дар Саши Ташкинова и заставил его сыграть на баяне лейтмотив спектакля, с чем он достойно справился, хотя до того никогда не держал в руках этого инструмента.

Владимир Браиловский. Могилев, 1990-е годы.
Владимир Браиловский. Могилев, 1990-е годы.

Через 30 лет на основе музыки к этой постановке я написал симфоническую сюиту «Седой аист», которую впервые исполнили оркестр и хор Могилевской городской капеллы. Концерт был приурочен к 70-летию Победы. Так что, ни одну юбилейную дату, связанную с этим историческим событием, я не обошел своим композиторским вниманием.

Продолжение следует.