Учиться, учиться, учиться…
194-м рисовальщиком нашей картины стал Александр Бондарев, который, скорее всего, будет известен тем нашим товарищам, кто имел отношения к сфере образования, ибо вся его биография так или иначе связана с педагогическим трудом.
Он закончил физико-математический факультет нашего пединститута имени Аркадия Кулешова, работал учителем физики, младшим научным сотрудником, заместителем директора областного лицея №1, проректором областного института развития образования. Учитель высшей категории, автор изобретения и научных статей по дополнительному образованию взрослых (улавливаете тему: у нас все еще остается шанс подтянуть слабые места). Отличник образования Республики Беларусь.
Более того, Александр Бондарев преуспел и на ниве литературного творчества, став дипломантом областного конкурса, выпустил несколько сборников стихов и прозы. Он член городского литературного объединения «Ветеран».
Несмотря на круг общения
Предметно ознакомившись с прозаическим творчеством Александра, я, извините за личные сентенции, не мог не ощутить одну порадовавшую меня особенность: тематическое созвучие его и моих текстов. Рассказывая о друзьях и времени своей молодости, Бондарев моментально будит и во мне желание в очередной раз вскочить, подлететь к клавиатуре и начать «отстукивать» очередную историю о наших с Маком (или с Филиппом, Клешем, Хаком) приключениях. Хотя в чем-то наши с ним товарищи и разнятся, что вполне естественно. У каждого ведь был свой круг общения и интересов.
В тоже время его книги сами по себе, не побоюсь этого слова, замечательны. Читатели, посещающие иногда библиотеки, могут в этом убедиться.
То есть, в повестях и рассказах Бондарева меня по-хорошему «заводят» его темы: дружба, любовь, взаимовыручка… Так и хочется сказать: «Спасибо, Александр!».
Не пересказывая сюжета, особый акцент сделаю на нескольких фрагментах повести Бондарева «Опустите руку в Тихий океан», где герой произведения после разговора со старым другом вспоминает о красной папке со снимками:
«Александр Николаевич любил рассматривать старые фотографии. Самая первая фотография, где ему года два-три, и они со старшей сестрой поливают огромный фикус. Старое большое ведро, в котором тот рос, обернуто газетой…
Вот она, ценность прошлого, которое устойчивей, основательней, конкретней. Вроде и резкости нет… А тут вдруг проступает такая резкость, что пугаешься – отчего? Вспоминаешь подробности, которые были давно забыты, и думал – безвозвратно, а вот на тебе!».
Респект и уважуха
Учитывая факт того, что автор этого текста никогда не видел той самой красной папки с фотографиями компании Саши Бондарева, в этот материал помещены несколько снимков из моей молодости. Еще раз повторю, хотя наши с ним друзья были не во всем друг на друга похожи, безболезненность подобной рокировки, пожалуй, очевидна.
И еще одна любопытная деталь, свои живописные отпечатки на нашей картине «Не забывайте своих старых друзей!» Александр Бондарев и его супруга Ирина (у нее, получается, 195-й порядковый номер) оставили на открытии выставки старых фотоснимков Геннадия Карчевского. Все получилось как-то само собой.
196-м живописцем (там же, на выставке) стал еще один мастер, как говорили раньше, объектива, член фотоклуба «Радуга» – Николай Хотяинцев. Респект ему и уважуха.