Фермерский маркет «Свая ежа» – явление для Могилева новое и существует проект всего-то ничего. Чем он отличается от уже привычных горожанам ярмарок, на которых свои изделия представляют могилевские ремесленники, решила увидеть своими глазами. И отправилась в воскресенье, 3 декабря, на улицу Гагарина, в ТЦ «Е-Сити».
Найти место, где расположились мастера, оказалось непросто: к сожалению, организаторы не предусмотрели такие «мелочи», как рекламные указатели и пришлось обойти едва ли не все «коридоры» торгового центра, пока наконец-то не оказалась в нужной точке. Где, против всех моих ожиданий, тоже не было никаких «опознавательных знаков».
– За организационными хлопотами мы просто не успели все это сделать, – разводит руками главный «идеолог» и «движущая сила» фермерского маркета Оксана Насевич. Она сама сыродел с пятилетним стажем, специализируется на изготовлении крафтовых сыров. А последнее время еще и рыбу коптит! Так что вопрос «где и как представить свою продукцию и найти своего покупателя», для нее хорошо знаком.
– Откуда идея? В последнее время люди, особенно молодые, больше стали интересоваться изделиями ручной работы. В том числе это касается и еды. Но таких мастеров пока не так уж и много и не все их знают. Вот я и подумала: почему бы не собрать их вместе на фермерском маркете «Свая ежа», чтобы каждый мастер мог себя здесь представить, показать (и продать) свою продукцию, пообщаться с потенциальными покупателями, – рассказывает Оксана. – Пока к новому маркету присматриваются не только посетители, но и сами мастера, поэтому на первых парах у нас здесь в основном всевозможные полезные сладости – пряники, зефиры, фруктовые чипсы и прочее. Хотелось бы больше привлекать тех, кто делает всевозможные сыры, мясную продукцию, хлеб печет. Вот на этой неделе (маркет работает с пятницы по воскресенье) были у нас «мясной» мастер. Привез грудинку, бастурму, мясные чипсы – рассчитывал два дня участвовать в маркете, но у него за день все подчистую разобрали! Думает и дальше участвовать.
По словам Оксаны Насевич, среди участников маркета «Свая ежа» уже не только могилевчане или мастера из близлежащего района. Мясные консервы, соусы и даже домашнее вино «приехали» из агроусадьба «Духмяны сад» Мстиславльского района. Светлана Матушевская из Шклова предлагает покупателям полезную и очень красивую пастилу. Обещает приехать мастерица из Кричева, которая печет всевозможный хлеб, чиабатту…
– Вчера было очень много людей, пробовали, расспрашивали что из чего сделано, насколько эти продукты натуральные. А некоторые говорили: «У вас тут столько всего интересного, что можно все деньги оставить, уйти с пустым кошельком», смеется Оксана.
На сегодня «Свая ежа» – это 8 торговых мест. Кто-то из мастеров участвует еженедельно, другие периодически. Потенциальных покупателей, которые идут сюда целенаправленно, пока немного. Но ремесленники уверены – со временем их станет больше.
– Мы с супругой здесь покупатели случайные, – говорит Алексей Михайлович. – Но пройти мимо не смогли. Во-первых потому, что сами более 25 лет занимались бизнесом и знаем, как это непросто, а порой даже тяжело, вести свое дело. Поэтому посмотреть на то, что делают ремесленники, поговорить с ними нам было интересно. Во-вторых, ну очень интересно попробовать все это. Но для начала решили остановиться на рыбе, взяли скумбрию домашнего копчения, попробуем, насколько это вкусно. В любом случае я считаю, что это и для людей интересно, потому что ассортимент своеобразный, и ремесленникам или самозанятым есть возможность себя проявить, показать, заработать денег.
А насколько такого рода маркеты выгодны для самих мастеров?
– Еще нужно обкатать это все, мы пока не знаем, насколько устойчивым будет спрос, – считает известная могилевская мастерица Инна Чубикова. – Ведь если речь идет о продажах в соцсетях, то там как правило приходит человек уже подготовленный, который ищет что-то конкретное. А здесь посетители проходящие, многие из них даже не подозревают о том, что существует такие вот фермерские продукты ручной работы. Начинают расспрашивать, высказывать свои пожелания. Потом анализируешь что «пошло», что нет, стараешься соответственно ассортимент подбирать. На это тоже нужно время, не все сразу. Сейчас, например, часто спрашивают японский десерт моти – это модный тренд и молодежь хотела бы его у нас увидеть и приобрести. Придется учиться!
Своя «фишка» была в этот день практически у всех участников маркета. У Инны Чубиковой ее любимый лавандовый зефир, у Оксаны Насевич, конечно же, крафтовые сыры. Могилевчанка Александра Бычкова предлагала томатные чипсы с прованскими травами и совсем уж необычные чипсы из маринованного мяса. Трудно было пройти и мимо зефира Натальи Новиковой – очень уж красиво.