Долгие дискуссии родителей, педагогов и психологов о том, нужно ли детей записывать в различные кружки и секции, когда и в школе нагрузка огромная, актуальность с годами не теряют, наверное, потому что четкого ответа на этот непростой вопрос нет. Есть истории конкретных детей, которые, то отрицают, то доказывают утверждения взрослых, стоящих на разных позициях в этом вопросе.
Про таких говорят: дети без детства
В их числе и София. Она самая обычная школьница – учащаяся 9 класса средней школы №21 Могилева. Но это только на первый взгляд. В портфолио достижений Софии – съемки в рекламе услуг мобильного оператора А1, участие в спектаклях, постановкой которых занимались профессиональные режиссеры, и во всевозможных творческих конкурсах, за победу в которых она поощрялась путевками в лагеря «Артек» и «Зубренок». В текущем ноябре она третий раз громко и убедительно заявила о себе на отборочном туре фестиваля национальных культур, финал которого традиционно проходит в Гродно. Особенность этого конкурса в том, что в нем принимают участие хоть и самодеятельные, но с огромным опытом солисты и коллективы, то есть конкуренция огромная.
Но и София не из случайных претендентов на победу. В ее активе учеба в музыкальной школе и школе актерского мастерства, активное участие в фестивалях и конкурсах, в театральном кружке, она даже играла в спектакле «Амадей» народного театра «Валентин» в постановке режиссера Олега Загоровского.
Про таких, как София, часто говорят: дети без детства. Потому как совершенно понятно, что за каждой ее победой ежедневная поминутная занятость, лишающая возможности бегать вдоволь во дворе, играть в куклы, общаться с подругами и сверстниками. Учеба в школе, в «музыкалке», репетиции, прогоны, конкурсы и фестивали – такое и не каждый взрослый выдерживает!
Но София утверждает, что нисколько не желает о времени, потраченном на кружки и секции. Напротив, считает, что именно они помогли ей понять, чем больше всего хочет заниматься.
Закалка характера
При этом, как вспоминает мама Софии – Наталья, в детстве дочь не отличалась талантами, педагоги отмечали только наличие способностей.
– В восемь-десять лет она, как и большинство детей, хотела заниматься многим: и музыкой, и танцами, и рисованием, и даже бильярдом, – вспоминает Наталья. – Я записывала ее во все кружки, к которым она проявляла интерес. Но со временем дочка признавалась, что уже нет желания посещать ту или иную секцию или не успевает, потому что в это же время и в музыкальной школе училась, и в общеобразовательной. Я не настаивала, за исключением, когда была попытка бросить «музыкалку» – уговаривала продолжить учебу, руководствуясь своим личным опытом: я в детстве, столкнувшись с трудностями, отказалась от музыкального образования, но, повзрослев, об этом очень жалела.
Мама Софии вспоминает как дочка, будучи еще совсем крошкой, устраивала концерты перед родственниками и коллегами по работе, исполняя популярные тогда песни и читая стихи в тему праздника.
– Часто, аплодируя, ее первые зрители говорили, что обязательно будет София артисткой, но серьезно к таким комплиментам мы не относились, потому что в семье нет никого с творческой профессией. Но и не пресекали желание дочери петь, выступать, играть в детских спектаклях. Первый раз она вышла на профессиональную сцену в возрасте 7 лет. Высоких результатов мы тогда не добились, а опыт приобрели. И заметили, как начал проявляться характер Софии: появилось желание победы, ответственность, понимание, что ее результат – это и результат педагога. Дальше – больше. Как-то загорелась она фигурным катанием – в Ледовом дворце начала работать секция для желающих научиться кататься. Меня впечатлило ее упорство на катке: большинство детей от бортика на метр отъедут и обратно, а она сразу в центр – выполняет элемент, падает, встает, опять делает попытку, опять падает…
Жаль, секция просуществовала всего месяцев шесть и закрылась.
Понять себя
В музыкальной школе София научилась петь, играть на гитаре, освоила музыкальную грамоту, но актерское мастерство было больше по душе девочке.
– Со временем и педагоги начали отмечать, что у нее есть темперамент, помогающий выразительно преподносить себя и завладевать вниманием аудитории.
Сейчас она в составе старшей группы детской театральной студии «Территория творчества», задействована в спектакле «Подросток со станции «Современность», который студия показывает не только в школах, а и на профессиональной сцене, – не без гордости отмечает мама Софии.
Она также признается, что волна родительских сомнений не единожды накрывала ее с головой.
– Не было уверенности в том, что занятия, которые она посещает, хоть как-то пригодятся ей в будущем, да и нельзя было не заметить, что они – дополнительная нагрузка на еще детский организм. И на подружек времени совсем не оставалось…
– Хватало и хватает у меня на все времени, – развеивает сомнения мамы София. – Во-первых, большинство подруг и одноклассниц тоже посещали и посещают всевозможные кружки и секции, поэтому день после уроков и у них расписан. А, во-вторых, есть воскресенье, которое мы полностью посвящали друзьям, любимым занятиям, прогулкам по городу.
Сейчас София продолжает посещать курсы актерского мастерства, активно участвует в различных конкурсах и фестивалях, в школьных мероприятиях, готовит номера для выступлений, зачитывается классической литературой, учится и планирует подготовку к поступлению в вуз. В какой именно, еще не решила, а вот с будущей профессией определилась – она намерена стать актрисой.