«А я ведь могу!»
С Ольгой мы познакомились 7 лет назад в маленьком тренажерном зале «Ника», расположенном в подвале на ул. Крыленко, который на данный момент уже закрыт. Я видела, как она, независимо от погоды и праздников, приходила в зал, накидывала один за другим блины на гриф, ставила штангу на плечи, приседала.
Было удивительно наблюдать, как маленькая девушка ростом 1 м. 50 см. в становой тяге может осилить 100 кг. Мой потолок на тот момент были 2 блина весом по 20 кг. Было понятно, что у нее со спортом все серьезно. Хотя, как выяснилось позже, изначально она вовсе не планировала становиться «лифтером», а так же, как и я, пришла в зал, чтобы быть красивой. Только спустя время стало ясно, что тот самый маленький зал на Крыленко стал для нее всего лишь одной из самых первых ступенек в спорте. Насколько высокой будет эта лестница, она и сама пока что не знает, но каждый раз ставит перед собой досягаемую цель, которую стабильно выполняет.
– В первый свой зал «Совершенство» я пришла, чтобы похудеть и поддерживать форму, – рассказывает Ольга. – В этом зале я года 2 промахала гантельками, как все девочки, и поняла: а я ведь могу! А потом он закрылся и я пришла в зал «Ника» на Крыленко. Там я познакомилась с Виталием Парфененко. Он, конечно, не позиционирует себя как тренер, говорит: «Я просто помогаю», но именно благодаря этому человеку я стала заниматься пауэрлифтингом совсем на другом уровне. Представьте, пришла я в тот зал только 3 июля, а уже с 14 августа начала готовиться к первым соревнованиям.
Начнешь худеть – веса посыпятся
Стала серьезно заниматься. Пыталась наращивать веса. Веса увеличились, но только не те, что нужно. Я поправилась с 50 до 57 кг. Виталий меня сразу предупредил, чтобы я была к этому готова. У профессиональных пауэрлифтеров совсем другие тренировки. Но это означало, что в весовую категорию до 52 кг. я не попадаю и на первых соревнованиях в Полоцке я ничего не заняла. Расстроилась, конечно, потому что ожидала большего. Но в принципе, иллюзий у меня не было особых, я же занималась всего 2-3 месяца. Я понимала, что не бывает побед сразу. Чтобы расти, нужно тренироваться.
У Меня появилась новая цель. Это было странно: никогда не имея никакого отношения к спорту, я загорелась. Очень хотелось стать мастером спорта. Это было нетипично для меня, я же юрист по образованию!
На следующем турнире в Жлобине я заняла призовое место в жиме. Очень долго в классическом пауэрлифтинге присед у меня стоял на 70-75 кг., жим стабильно оставался 40, становая тяга – 95. максимум. И как-то я очень долго топталась на этом месте. Я ездила на какие-то соревнования, места занимала, но выше 100, например, тяга у меня не поднималась.
В питании тоже я все еще давала себе какие-то послабления. Я понимала, что это никуда не годится. Норматив для мастера спорта в низшей весовой категории ведь тоже ниже. Я стала ходить на пробежки. Мне все говорили: начнешь худеть, у тебя веса посыпятся. Но я начала худеть, а ничего не посыпалось.
После новогодних праздников я села на диету и в апреле на чемпионате области я уже выступала в весовой категории 52 кг. Но я все равно еще активно худела, потому что хотела выступать в 47 категории.
Проблема с весом решилась неожиданно. Я попала в больницу – застудила нерв на пробежке. И если у меня была проблема скинуть 5 кг., то после того, как я попала в больницу, 2 килограмма – шух. И я не просто вошла в 47, я в нее просто влетела со свистом. и в декабре в экипировочном пауэрлифтинге выполнила кандидата в мастера спорта.
Как я стала мастером
В сентябре 2017 я целенаправленно ехала на чемпионат Республики выполнять мастера. Готовил меня тогда Анатолий Марковиченко из Лунинца. Самое обидное, что до мастера спорта мне не хватило всего 5 кг, хотя эта сумма уже была у меня в руках. Я выполнила последний подход становой тяги и его не засчитали. Якобы там ошибка была. Была видеотрансляция и многие говорили, что не было там никакой ошибки, но ладно. Я тогда впервые стала чемпионом Республики. Стояла на пьедестале, я была чемпионом республики, меня награждали, а у меня слезы рекой. Мурашко, меня награждая, пожал мне руку и сказал: «Ну ты же про тягу свою сама все знаешь». А я ему: вы мне после соревнований подробно расскажите потом, в чем там дело.
Следующая попытка стать мастером спорта произошла в феврале 2018 года на чемпионате Беларуси. На тех соревнованиях я стала абсолютной чемпионкой Республики Беларусь. Об этом я говорю очень редко. В экипировке нас было всего двое. Вика Бордовская – женщина реально сильная, она до сих пор обновляет свои рекорды, я ей не чета, но она запорола жим и так я оказалась на пьедестале. Это просто нереально. Она настолько недосягаемая, я не знаю, когда в Беларуси появится кто-то, кто сможет ее победить. Такая получилась история. И мастера я все же выполнила.
Экзамен на судью сдавала на английском
Кроме того, что я выступала на соревнованиях сама, с 2017 года я была волонтером в федерации пауэрлифтинга, помогала в организации соревнований. Здесь мне очень помогло, кстати, мое юридическое образование. Нужно было много работать с документами, с официальными структурами – законодательство нужно знать. В ноябре я сдала свой первый экзамен на судью без категории. После этого мы проводили очень много турниров. Каждое соревнование было на грани нервного срыва. Мне каждый раз казалось, что я рехнусь, пока все проведу.
А потом так получилось, что предыдущий первый заместитель председателя федерации написал заявление освободить его от должности по собственному желанию. Ему подписали и предложили эту должность мне. Я согласилась. Дело было за малым. Мне нужно было сдать экзамен на английском языке на международную категорию судейства. С английским у меня всегда было хорошо, но я боялась его применять на практике. Я боялась, что в нужный момент сплошаю. Мне помогло то, что было много переписки с международной федерацией, на этом я подтянула язык. К ноябрю 2019 я подсобрала денег, поменяла паспорт, открыла визу и поехала в Каунас сдавать экзамен на вторую судейскую международную категорию. Я очень волновалась, конечно, но сдала все с первого раза.
В 2020 было очень много соревнований: Брест, Брестская область, в Березе чемпионат. Помню, все куда-то ехала-ехала-ехала. Объездила всю Беларусь. Куда федерация скажет – я написала заявление на работе за свой счет и поехала. В Минске бывала стабильно раз в месяц.
Поняла, что стою большего
А в 2021 году я окончательно переехала в Минск. На работе у меня не складывались отношения с новым директором. А тут мне пишет президент международной федерации. Есть такая программа «Гуд Лифт». На ней ведутся все международные соревнования. Федерация давно ее купила. Но работать с ней мог только мой предшественник. Создатель этой программы приезжал к нам как-то на кубок в Ошмяны и немного объяснил мне, как в ней все устроено, и я разобралась. Оказалось, что в этой программе во всем мире могут работать только 6 человек и я была одним из них, поэтому меня попросили приехать в Вильнюс поработать на соревнованиях. В этот момент я поняла, что стою большего.
Перед отъездом еще я пришла к директору и сказала, что наше сотрудничество закончено и стала искать работу. Решила, что вместе с работой нужно и город поменять. Сняла жилье в Минске, устроилась в фирму кадровиком. Когда я переехала, мне было очень тяжело. Ну что такое Минск – город огромный, людей много. Все не так, все не то. Я интроверт. Пошла в зал в Серебрянке. Зал огромный. Я даже тренера поначалу стеснялась. Год прошел, прежде чем я себя там комфортно стала чувствовать. А еще через 3 месяца вижу: вакансия в отдел кадров университета физкультуры. И я на нее откликнулась. Мне позвонили, пригласили на собеседование и взяли. Но я поняла, что не хочу всю жизнь работать кадровиком, поэтому решила искать себя в другом. В спорте. И поступила на заочное в этот же университет физкультуры.
Может, это прозвучит глупо, но я бы хотела когда-нибудь работать в Национальном олимпийском комитете. Само получение образования, конечно, не гарантирует, что меня туда на работу позовут. Но все же.
Вроде бы, уже ничего не надо, а хочется
Еще у меня была мечта – быть мастером спорта международного класса (МСМК) по экипировочному пауэрлифтингу. Вроде бы уже ничего не надо, а хочется! Но я не могу разорваться. Жизнь меня ставит в такие условия: нет, ты должна сидеть за компьютером. Я понимаю, что должна сделать выбор: либо тренироваться сама, либо проводить соревнования. В январе у меня случилось заболевание, которое меня привело к тому, что все – надо завязывать. Поражение нервных периферических волокон. Боли и судороги у меня были адские. Левая рука почти не работала. Вернувшись к тренировкам, я могла жать только пустой гриф, будто и не была никогда мастером спорта.
Это был такой звоночек, что нужно умерять свои амбиции и реализовывать себя в каком-то одном месте. Это заставило задуматься над тем, что мое место на соревнованиях – строго за ноутбуком.
Очень часто у меня возникает желание опустить руки. Все время что-то не получается, проблемы какие-то: то оборудование не все довезли, то не всю фанеру под помост…У меня иногда ощущение складывается, что мне помогает вселенная. Все время каких-то людей мне посылает, благодаря которым я из этих ситуаций выхожу. Причем это кто угодно может быть: уборщица, грузчик, работяга – не важно. Но все равно я знаю: для того, чтобы добиться успеха в чем-то, в характере должно быть какое-то упорство.
Теперь спорт у меня из головы не идет. Все мысли только о нем. Как сказала Людмила Прокофьевна в «Служебном романе»: делом нужно заниматься серьезно или не заниматься никак.