«Обижаюсь из-за косых взглядов, критики, слов». Юная читательница просит совета

609
Подготовила Ирина РЯБОВА.
Наша читательница Анна (имя изменено) переживает из-за того, что ее в школе обижают, а в ответ она грубит и бывает агрессивной.

«Мне 13 лет, – написала Анна. – Я ужасно обидчивая и агрессивная. У нас в классе есть мальчик, который испортил мне все два года обучения. Постоянно придирается, настраивает класс против меня. На прошлой неделе я расплакалась из-за того, что меня обозвали и смеялись с меня, при этом показывая пальцем. Обижаюсь я всегда просто из-за косых взглядов, критики и обидных слов. Но из-за критики я могу и разозлиться, и быть агрессивной. Что делать, подскажите пожалуйста».

Психолог Бобруйской городской поликлиники №7 Анна Риняк
Психолог Бобруйской городской поликлиники №7 Анна Риняк

Ситуацию комментирует психолог Бобруйской городской поликлиники №7 Анна Риняк:

– Здравствуйте, Анна! Сейчас вы проживаете сложный и во многом противоречивый период в жизни – подростковый возраст. Это период кризиса, для которого характерна неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, изменения самочувствия, ранимость.

Если вы привыкли реагировать обидой или агрессией на то, что происходит с вами, могу предположить, что вы не знаете, как отреагировать по-другому. Или знаете, но не пробовали. Это происходит потому что привычное воспринимается нами как что-то безопасное, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже). Поэтому чтобы справиться с обидой советую вам расширить палитру возможных реакций, используя следующие рекомендации:

Откажитесь от обобщений. Часто мы слышим «меня все обижают!». Это называется генерализацией или обобщением. Попробуйте разбить это обобщение так, чтобы оно стало конкретным.

Прямое обращение. Учитесь прямо выражать свои чувства, например: «мне неприятно, когда ты так говоришь!». Сделайте паузу и посмотрите на реакцию того, кто пытался вас обидеть. Однако, зачастую обидчивые дети становятся мишенями более активных и острых на язык сверстников, поэтому говорить «мне неприятно» здесь не поможет, так как обидчики этого и добиваются. Поэтому нужно иметь иные способы действия.

Игнорирование. Попробуйте, не замечать обидчика или представьте, что в голове на полную громкость играет ваша любимая песня, которая заглушает все неприятные слова.

Найдите другие интересы. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг рассматривают его, критически обсуждают. Попробуйте проявить интерес к другим детям, узнайте их ближе. Возможно, вместе с этим начнет уходить не только обидчивость, но и наладятся отношения со сверстниками.

Самостоятельно оценивайте свои успехи. Для обидчивого ребенка очень важно мнение других: если оно позитивно – он радуется, если негативно – обижается. Постарайтесь уменьшить зависимость от чужого мнения, отмечайте сами, что у вас получается лучше всего. Это поможет сформировать собственные внутренние опоры и повысит самооценку.

Научитесь реагировать нестандартно. Обидчик всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость, слезы и т.п.). Необычное поведение способно пресечь агрессию. Не берите обидные высказывания на свой счет, не выясняйте отношения силой. Развивайте в себе чувство юмора, с помощью которого можно снять напряжение в конфликтных ситуациях.

Безусловно, общение со сверстниками не всегда складывается гладко. Но важно понимать, что речь идет о разовой ссоре, когда вас задели, обидели, а после всё вернулось в норму или это систематическая и намеренная травля со стороны другого ребенка или группы детей (буллинг). В таком случае остановить этот процесс без вмешательства взрослых (педагогов, родителей) не получится.

В любом случае, Анна, советую вам не замыкаться в себе, не оставаться один на один со своей проблемой. Можно обратиться к психологу своей школы. Также педагог-психолог в учреждениях образования проводит социометрию и изучает статус ребёнка в группе сверстников. Однозначно эта ситуация должна быть у него на контроле. Обсудите ситуацию с родителями.