Могилевчанка Валентина Крачковская много лет проработала в аптеке провизором. А в свободное от работы время всерьез увлекалась народными песнями, посещала фестивали народного творчества. Несколько лет тому назад Валентина занялась и белорусскими народными танцами.
– А как танцевать «Лявоніху» в джинсах? – улыбается она. – Стала интересоваться, в чем танцевали наши прабабушки на праздниках и гуляньях?
Традиционный и наиболее распространенный комплекс белорусского женского костюма (строя) состоял из кашули (рубашки), андарака (юбки), пояса и платка. А уже от региона зависело, как и чем его украшали, из чего шили, как носили.
СПРАВКА. Строй – название традиционного комплекса белорусской народной одежды. Белорусский национальный костюм начал свое формирование во времена Средневековья. Исследователи выделяют более 30 белорусских строев. На территориях Могилевщины были распространены Могилевский, Быховский, Краснопольский, Мстиславско-Климовичский строи (Источник: ru.wikipedia.org).
Обо всех этих тонкостях Крачковская узнала на мастер-классах республиканского общественного объединения «Студэнцкае этнаграфічнае таварыства», которые проходили в Могилеве.
– Шились платья наших прабабушек просто, – рассказывает Валентина. – Ткань они, как правило, ткали сами – зимой в хате. Она была небольшой, поэтому ширина полотна не превышала полуметра. Этот размер и определял особенности кроя. А требование к нему было одно – без отходов.
Свой первый строй она создавала без привязки к местности: юбку пошила из домотканой ткани, рубашку с готовой вышивкой купила в магазине, пояс заказала у мастерицы, платок достался от бабушки.
– Части этого костюма можно компоновать и с современной одеждой и носить в повседневной жизни, – рассказывает Валентина, – например, рубашку – с джинсами, юбку – со свитером. Что я и делаю.
Другой свой костюм она сшила полностью руками:
– Хотелось прочувствовать момент его рождения, наверное, поэтому это для меня не просто концертный костюм. Это что-то особенно родное, дорогое, даже интимное.
– Я, когда одеваю строй, чувствую себя особенно: походка иная, жесты, осанка, – признается женщина. – И это такое удовольствие – носить то, что создано собственными руками для себя.
Но работа эта кропотливая и долгая – на создание одного строя у мастерицы уходит до года:
– Имеет значение даже, как повязать намитку (особый головной убор так называемого рушникового типа – прим. авт.) или платок, какую обувь подобрать к наряду. Очень важно обращаться к литературным и этнографическим источникам.
Валентина по-прежнему – частая гостья на фолк-фестах и этномероприятиях, проходящих в Беларуси, таких, как обряды «Гуканне вясны», «Каляда», «Багач». А еще она предоставляет свои строи для фотосессий, считая это популяризацией народных промыслов и истории предков. (Возможность сделать фото в национальном костюме всем желающим предоставляет минский проект Катерины Аракчеевой).
– Фотосессия в белорусском строе – мое давнее желание, – признается Алла Василевская, председатель ОО могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня». – В фотостудии есть возможность выбрать любой понравившийся костюм, созданный мастерами. Но я хотела именно свое, могилевское. Наряд от Валентины Крачковской подошел как нельзя лучше!
Сейчас Крачковская создает «лепельский строй».
– Лепельщина – моя родина, – поясняет она. – Хочу создать строй, максимально приближенный к оригиналу.
– Знаете, благодаря этому увлечению я стала больше понимать женщин прошлых поколений, – улыбаясь, добавляет Валентина, – ведь как же это было непросто – сшить себе и всей семье такую красивую одежду, которая хранилась бы долгие годы!..