Автор этих строк – выпускница 11 «А» класса СШ №33 г. Могилева, 2001 года.
Часто вспоминаю свою классную Гераськову Светлану Васильевну и ее уроки русской литературы, где мы не просто читали классиков, а учились жить и быть людьми.
Очень запомнилось, как однажды она доверила мне провести урок с пятиклашками по сказке «Снежная королева». Она специально оделась, ушла куда-то и оставила меня одну с детьми, показывая тем самым, что я могу самостоятельно вести литературу, как посчитаю нужным. Без подсказок и без надзора. Я заранее подготовила вопросы, задавала их детям, ставила им настоящие оценки карандашиком в журнал и удивлялась, что они воспринимают меня всерьез. Во время урока у меня колотилось сердце, дрожали руки, лицо было просто багровое. Но я это сделала. Я тогда очень гордилась, что у меня, школьницы, такое получилось, а ей была безумно благодарна за то, что дала мне возможность почувствовать свои силы.
Для меня она была действительно ориентиром, человеком, на которого я во всем хотела быть похожей. Моя мама тогда смеялась: «Оля, ты даже говоришь, как ваша Светлана Васильевна». А у меня есть такое: когда человек мне нравится, я действительно бессознательно могу копировать его интонацию, манеру говорить или даже его фразы использовать, которые отложились у меня в голове.
Ее образ – идеальный в моей памяти. Наверное, повлиял, все же, тот предмет, который она вела. Разборы книг, обсуждения персонажей и их поступков – все это заставляло думать, что она никогда не сможет сделать «плохо» и этому же учила нас. Все, что происходит сейчас в нашей взрослой жизни, мы уже проходили, обсуждая книги и их героев. Когда читали Горького, хотелось быть такой же, как смелый Данко, который вывел людей из болота и темного леса, благодаря своему огненному сердцу. И даже сейчас хочется. Но хорошо, что еще тогда мы узнали: есть люди, которые на всякий случай могут наступить на сердце ногой, так же, как поступили в этой легенде.
Мы, конечно, как и многие школьники, были далеко не идеальными, хотя сильно уж не хулиганили. А Светлана Васильевна была очень эмоциональна и все наши школьные «грешки», даже мелкие, принимала слишком близко к сердцу. Помню, как мы пришли в субботу всем классом в джинсах (примерно такие у нас были прегрешения ), хотя она по-человечески просила быть в форме. Она специально в свой выходной зашла в школу нас проверить. Конечно, ругалась. Было видно, как она расстроилась, у нее лицо и шея аж пятнами покрылись. Ох, как было стыдно. Мы ей обещали, она нам доверяла, а мы, вроде как, подвели. После того случая больше в джинсах не ходили, даже в субботу.
Не хочется говорить какие-то громкие и пафосные слова, как в день выпускного, а хочется просто констатировать: она научила нас быть честными, добрыми, искренними, справедливыми, не прятаться за спины других, говорить правду в глаза, не жить по принципу «кабы чего не вышло», как у Чеховского «Человека в футляре». Хочется сказать ей за это все спасибо. Здорово, если она это прочитает. Я уверена, что она тоже все это помнит.
Могилевский лицей во всех смыслах номер один: воспоминания «гультайкі» о своих педагогах
«Ребята, они вас плохому не научат!» или Экскурс с журналистским уклоном по случаю Дня учителя