Без «переводчиков» и «подсказок»
В какой-то момент наши взгляды встретились, и я отчетливо понял, что этот юноша прекрасно знает, что я знаю то, что он знает. Хотя вопрос был сложный, из практической плоскости. В книжках-учебниках ответа на него не найдешь.
Такое бывает не часто, но случается. Это я про тот случай, когда и студент, и преподаватель вдруг находят некую общую для обоих сверхзвуковую волну, позволяющую прекрасно понимать друг друга без «переводчиков» и «подсказок».
За окном моросит дождь, гудят машины, даже каркают вороны, а мы прекрасно понимаем друг друга почти без слов. Это влечет за собой практически безотходную передачу знаний от одного к другому.
В журналистике подобная ситуация ценна вдвойне, ибо профессия, как раз-таки, и предполагает, чтобы (глядя в монитор, телеэкран, газетную страницу…) тебя, корреспондента, понимали. Казалось бы, все проще пареной репы, но зачастую не понимают.
Хотя все начинается, по-моему, с двух очень простых тезисов, одинаково важных и для студентов, и для преподавателей. Первый имеет отношение к классической фразе Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Второй напрямую связан с мыслью о том, что в творчестве совершенно неэффективен, извините, жлобский принцип: «Я – начальник, ты – дурак». Его некоторые «преподы» берут на вооружение, но толку от этого, на мой взгляд – никакого. Один вред.
Понимание и доверие
Конечно, вы поняли, что педагогическую деятельность (которой автор этого текста отдал 15 лет, работая старшим преподавателем отделения журналистики МГУ имени Аркадия Кулешова), я тоже безоговорочно отношу к творчеству. И эти, не бог весть, какие, приведенные выше выводы – результат получения определенного опыта в этой сфере.
Хотя, нет, настоящий результат – это все-таки те общавшиеся с тобой в студенческой аудитории молодые люди, ныне корреспонденты различных средств массовой информации, которые сегодня на слуху и на глазу. Которых понимают, которым доверяют.
Хочется верить, что мой накопленный за немалые годы журналистской деятельности опыт и знания были переданы им без каких-либо существенных потерь. Во всяком случае, я к этому стремился.
Они такие...
К слову, от них, студентов, ведь тоже, ого-го, чему можно научиться! Надо только захотеть и быть всегда в подготовленном для этого состоянии. Особенно вне занятий, что, понятное дело, очень непросто.
Вы удивитесь, но имевший приличную популярность в городе наш журналистско-литературный клуб «Последний экземпляр», по особому выкристаллизовавший сегодня хорошо известную фразу «Не забывайте своих старых друзей!», начинался со студента отделения журналистики МГУ имени Кулешова, который на одной из лекций поделился своим желанием стать писателем.
«Ну, тогда создадим тебе клуб, – подумали мы, – где можно не только зачитать перед определенной аудиторией свое произведение, но и представить его в виде перфоманса. В виде маленького спектакля». И в качестве автора приветствуются все желающие. А дальше пошло-поехало… В какой-то момент тексты студентов начали звучать со сцен и площадок города в «живом» обрамлении признанных мастеров театра, художников, музыкантов, которые приглашались к нам на творческие вечера.
Даже у истоков одноименной картины «Не забывайте своих старых друзей!», в которой на сегодня приняло участие более 180 (!) могилевских «семидесятников», тоже стояли «журналисты» МГУ.
В канун Дня учителя концовка подобных материалов обычно представляет из себя поздравления педагогам, коим в контексте данного материала я тоже являюсь. Так что, сам себе жать руку не решусь. А потому (держа в уме своих школьных и институтских учителей и, в первую очередь первого классного руководителя Аллу Александровну Клецкую, бобруйская СШ №19) обращусь к ученикам (в том числе, и к студентам): «Ребята! Любите и берегите своих учителей! Пусть они будут благополучны и здоровы! Ищите те частоты, которые позволят вам быть на одной волне со своими наставниками. Они вас плохому не научат!»
Могилевский лицей во всех смыслах номер один: воспоминания «гультайкі» о своих педагогах