А внутри – сорок тысяч скелетов. Музей в Чехии, который пугает и завораживает

825
Саша ДАРИЧ. Фото автора
В небольшой деревушке Седлец недалеко от пригорода Праги Кутна Гора стоит костел Всех святых, больше известный как Костница. И если существует рейтинг самых страшных музеев в мире, то он будет там наверняка. Возможно, даже в тройке лидеров.

В небольшой чешской деревушке Седлец недалеко от пригорода Праги Кутна Гора стоит костел Всех святых, больше известный как Костница. И если существует рейтинг самых страшных музеев в мире, то он будет там наверняка. Возможно, даже в тройке лидеров.

Внутри костела всех Святых.
Внутри костела всех Святых.

Снаружи он мало чем отличается от других красивых готических костелов, то ли дело внутри: сплошь и рядом человеческие кости и черепа. Из них состоит иконостас, арки, подсвечники, украшения на потолке и даже огромная люстра. Чтобы все это создать, понадобилось использовать сорок тысяч скелетов. Но кому и зачем?

Костел Всех святых, больше известный как Костница.
Костел Всех святых, больше известный как Костница.

История места началась в 1278 году, когда аббат монастыря съездил в Иерусалим и привез оттуда горсть взятой с Голгофы земли. Ее он развеял над кладбищем. Оно тут же стало популярным, о нем заговорили и захотели быть похороненными представители богатых и знатных семей не только из Чехии, но и соседних стран.

Войны и эпидемии быстро ширили некрополь, одна только чума в 1318 году упокоила на нем 30 тысяч человек. Кладбище переполнялось, места не хватало. К 1400 году на нем возвели готический собор с усыпальницей. Она и стала оссуарием – местом для хранения извлеченных из могил костей. Кладбище, кстати, небольшое и аккуратное, сохранилось до сих пор.

Если верить легенде, в начале XVI века один из монахов монастыря стал доставать скелеты из могил. Он их дезинфицировал и отбеливал хлорной известью, раскладывая на шесть пирамид. Так в оссуарии появились две центральных и четыре угловые трехметровые пирамиды.

Храм в конце XVIII века закрыли, земля вокруг него позже стала принадлежать графу Шварценбергу. Когда потомки графа решили поменять интерьер собора, наняли для этого резчика по дереву Франтишека Ринта. Ему и предстояло создать современный интерьер Костницы и войти в историю.

Подпись мастера и год произведения работ можно увидеть у входа.
Подпись мастера и год произведения работ можно увидеть у входа.

Подпись мастера и год произведения работ можно увидеть у входа. Тоже из костей, само собой. А особое внимание заслуживает люстра, из которой тянутся гирлянды из костей и черепов. Она содержит экземпляры каждой части человеческого скелета и прикреплена к потолку с помощью челюстей. Считается, что на ее создание ушли кости как минимум трех тысяч человек.

Хоть место и специфическое, однако туристы едут туда каждый день и выстаивают очередь за билетами, с любопытством и страхом спускаясь в полумрак подземного костехранилища. Можно считать Костницу чем-то запредельным, или же – музеем, отдающим дань уважения усопшим.

Посетители, гуляя между высоких подсвечников с фигурками ангелов и черепами, вели себя по-разному. Одни молча все рассматривали, другие делали бесконечные селфи, третьи специально устраивали фотосессии, принарядившись. А кто-то даже шепотом возмущался, что костей маловато, рассчитывали на большее.

Для посетителей Костница открыта ежедневно. Летом там периодически проводятся ночные экскурсии при свечах. Стоит такая экскурсии дороже, чем дневная, но, что любопытно, дети до шести лет пускаются бесплатно. Интересно было бы посмотреть на родителей, что решат вместо сказки на ночь привести деточку в такой музей.

Герб Шварценбергов с отрубленной головой турка и вороном.
Герб Шварценбергов с отрубленной головой турка и вороном.
Некоторые посетители устраивали фотосессии.
Некоторые посетители устраивали фотосессии.
Внутри храма все из костей.
Внутри храма все из костей.
Внутри храма все из костей.
Внутри храма все из костей.