«Пенсию за раз оставляю в магазине». Как живет могилевчанка, которая много лет «в черную» проработала в России

1396
Ольга МАКСИМОВА. Титульное фото Татьяны КРАПИВИНОЙ.
Не все пенсионеры в Беларуси имеют среднюю пенсию. Одна из них – наша сегодняшняя героиня 60-летняя Инна Сергеевна (по ее просьбе имя изменено), которая большую часть жизнь проработала «в черную» в России: была продавцом на вещевых и продуктовых рынках в Москве и Смоленске.

«Хотя бы не социальная»

– Радует, что хотя бы пенсия не социальная, – вздыхает собеседница и называет сумму в 250 рублей (за плечами есть и белорусский трудовой стаж, в Могилеве довелось поработать тоже в сфере торговлиприм.авт.). – Скажу откровенно, пенсию за раз оставляю в магазине.

Как говорится, обняться и плакать, но Инна Сергеевна не вешает нос. Осознает, размер пенсии – ее ответственность. Но также понимает и то, что сидеть в кресло-качалке и курить трубку в зрелые годы ей не придется.

Наша героиня город променяла на деревню. Фото Татьяны Крапивиной, носит иллюстративный характер.
Наша героиня город променяла на деревню. Фото Татьяны Крапивиной, носит иллюстративный характер.

Деревня вместо города

– Я – могилевчанка, – рассказывает наша героиня. – Есть однокомнатная квартира в Заднепровье. 8 лет назад вернулась из Москвы, решив, что надо перестраивать жизнь. Не успела оглянуться, а молодость уже прошла…

Инна Сергеевна на «российские сбережения» купила себе дачу на гектаре земли в Шкловском районе и занялась там разведением цветов на продажу.

– Тогда еще я жила в Могилеве, подрабатывала то тут, то там. Приходилось мотаться… Но 4 года назад сказала: всё, хватит. Переезжаю в деревню. Буду сдавать квартиру, а сама полностью сосредоточусь на своих петуньях и гербенах, высажу огромный огород. Я всегда об этом мечтала.

Так коренная могилевчанка стала сельчанкой. И сегодня деревенские соседки приходят к Инне Сергеевне за советом (мы подтверждаем, что всё вкусно: клубника у нее, например, ремонтантная в сентябре растет – объедение; помидоры же по сладости ей ничуть не уступаютприм. авт.).

– У гугла спрашиваю, а он мне рассказывает, – отвечая на вопрос, как ей это удается, смеется собеседница. – Я же не агроном, ошибок вначале много делала… Но убеждена: если желание есть – всему научишься.

Это лишь малая толика цветов, которые выращивает могилевчанка. Фото героини публикации.
Это лишь малая толика цветов, которые выращивает могилевчанка. Фото героини публикации.

Основная статья доходов – цветы

Основная статья доходов для нашей героини – цветы. Реализовывая их на «Куфаре», в месяц Инна Сергеевна зарабатывает около 600 рублей. Выращивает, как правило, однолетники. Но этим летом занялась и рассадой многолетников – гортензиями.

Квартирант платит еще 300 рублей. Коммунальные за городскую квартиру – на нем.

Вместе с пенсией выходит 1150 рублей.

– Никогда бы не подумала, что в таком возрасте устрою личную жизнь (в молодости наша героиня развелась, есть взрослый сынприм. авт.), но, переехав в деревню, познакомилась с Володей. Уже несколько лет живем вместе и очень счастливы.

Владимир на пилораме зарабатывает 700 рублей, все деньги отдает Инне Сергеевне.

Итого на двоих: 1850 рублей.

Доходы и расходы нашей героини и ее гражданского мужа.
Доходы и расходы нашей героини и ее гражданского мужа.

«Колбасу в деревенском магазине дешевле 10 рублей не найти»

Собеседница признается, что до сих пор больше всего «тянет» дом. Купить-то она его купила на личные сбережения, и даже кое-что за деньги, заработанные в России, в нем отремонтировала… Но не хватило. Поэтому пришлось брать кредиты.

– Если посчитать в совокупности, то ремонт обошелся мне где-то в 3 тысячи долларов, – признается Инна Сергеевна. – Одни доски для полов стоили 550 долларов. За эти годы мы с Володей поставили окна, печку «подрехтовали» и стены с потолками, уборная в доме появилась. И сумма, поверьте, была бы еще больше, если бы не сами многое из этого делали…

«Ремонтный кредит» Инна Сергеевна будет выплачивать до нынешнего декабря – по 400 рублей ежемесячно. Потом, надеется, станет легче.

– На землю в сезон тоже порядком уходит. Вот считайте: нанимаю мотоблок, чтобы перепахать, к примеру, маленький участок, где росла горчица – 35 рублей. Потом под мотоблок садим – еще 25 рублей. Это лишь крупица… Плюс химия, удобрения для цветов в копеечку влетают. У меня же гектар земли. Правда, засажено приблизительно 50 соток. В общей сложности, рублей 200 за обработку участка отдаю.

На закупку черенков – 100 рублей.

Еще одни траты, без которых в деревенском доме не обойтись, – дрова для печки. На отопительный период – где-то с ноября по апрель – 1000 рублей. Чтобы было не так накладно, сумму пара раскидала частями. В сентябре Инна Сергеевна заплатила за дрова 200 рублей.

– На еду у нас с Володей уходит по 500 рублей. Ездим в Могилев, в деревне всё дороже. Если колбасу в деревенском магазине дешевле 10 рублей не найти, в Могилеве можно купить за 6 рублей. Молоко берем у соседей – 6 рублей трехлитровая банка. В общем, крутимся.

От одного пункта трат наша героиня мечтает избавиться, но пока, увы, не получается. Речь идет о сигаретах. Курит и она, и ее гражданский муж по пачке в день. На сигареты они раскошеливаются по 180 рублей на двоих.

За коммунальные – без малого 100 рублей.

– Ну и самые приятные расходы – это на мою 4-летнюю внученьку, – говорит Инна Сергеевна. – Обожаю ее баловать. К тому же, много не просит: «бабуська, купи книзку» или «бабуська, айбузик не забудь»… Ну как этому вундеркиндику вообще можно в чем-то отказать? На подарки для малой – 70-100 рублей.

– Инна Сергеевна, а вещи? Косметика? – уточняю я о расходах, которые важны для любой женщины.

– Честно сказать, я забыла, когда покупала парфюмерию или косметику нормальную в последний раз. Хотя нет. Лак на днях пошла и выбрала самый дешевый за 3,86 руб. А одежда – из секонда. Пока по-другому не выходит. Но я, поверьте, всем довольна: живу в своем доме с заботливым и любящим мужчиной. Получаю колоссальное удовольствие от цветов. В город, Боже упаси, возвращаться… Встаю на рассвете, выхожу во двор – птички поют, воздух свежий. Счастье же!