«Какими судьбами!»
Проверено: как только ты начинаешь проявлять к этим уличным пианино интерес, они вдруг отвечают взаимностью, что ли. То есть, могут в чем-то тебе даже помочь.
Вот присел ты, к примеру, на лавочке неподалеку от пианино, заслушался «звуками му», и тут, бац, глядишь: товарищ идет, с которым уже год, а может и больше, не виделся.
– О, Петрович! Какими судьбами! Рад видеть!
– И я тебе рад! Как поживаешь?
Это банальный фрагмент нашего с Питом (он же Петрович) диалога, не так давно состоявшегося в скверике у бывших касс «Аэрофлота» (помните про такие?). Там находится один из клавишных инструментов свободного, так сказать, пользования. Рядом – деревья Васи Мака, Коли Клишевича, Гены Хака, Саши Безрученко, Марата Фарберова, Гены Гуленкова.
Эпоха «детей цветов»
В 70-80-х годах Пит был всецело погружен в атмосферу движения хиппи (или «детей цветов», как именовали их повсеместно), позже стал активно и небезуспешно заниматься керамическим ремеслом. Думаю, интерьер многих квартир могилевчан и по сей день украшают всевозможные керамические поделки (от горошков до скульптур), выполненные артелью Петровича сотоварищи.
Посидели мы с ним, поговорили, вспомнили общих друзей, то и дело поглядывая на сменяющихся у пианино исполнителей.
Как оказалось, внуки Петровича посещают рядом расположенный музыкальный колледж. Уж не знаю, насколько филигранно они владеют игрой на пианино, но то, что дедушка объяснил им основы отношения к инструменту (ведь это все-таки не просто раскрашенный ящик!), уверен. Музыка у хиппарей всегда была в особом почете.
По клавишам – кулаками
Но так, похоже, поступают не все. А потому некоторые, ни о чем таком не догадывающиеся детишки представляют себе игру на пианино очень похожей на работу, к примеру, сапожника, самозабвенно забивающего гвозди в толстенную подошву сапога. Чем сильнее, тем лучше.
Подчеркну: ребенок здесь не виноват. Совершенно. Он сел на стульчик и начал с восторгом молотить по клавишам ладошками, а то и кулаками. Ему нравится. Вызывает недоумение другое: почему совершенно безучастны к такой «бронебойной сюите» иные родители, находящиеся рядом.
Несколько раз автор этих строк пытался подкорректировать такие концерты, донося до мам мысль о том, что подобные импровизации их чад и по ушам слушателей бьют, и вред инструменту наносят. Что неплохо бы перед подобным музицированием объяснить юному исполнителю: действовать желательно пальчиками. То есть, играть, а не, извините, долбить.
Да восторжествует духовность!
Ну, вы догадались, самыми популярными ответами мне были фразы типа: «Мой ребенок делает то, что хочет!», «Не нравятся звуки – пересядьте на другую лавочку!»…
Я и пересаживался. А потом уходил, в очередной раз для себя отмечая, что «пианинки» и тут делают доброе дело, высвечивая проблему воспитательного характера. Чем вам, уважаемые педагоги, не точка приложения своих сил и способностей? Будущие мамы и папы ведь тоже когда-то учились в школе. Вот только никак не могу вспомнить, какой из учебных предметов имел непосредственное отношение к воспитанию личности? Может, классный час...
Мой небольшой видеоролик, надеюсь, хоть как-то будет способствовать делу торжества духовности в городской среде Могилева, как минимум, в эти на редкость комфортные дни нынешнего сентября.