На ярмарке мастеров на День города в Бобруйске среди огромного разнообразия работ мы обратили внимание изделия из кожи Татьяны Каранкевич из Кировска. Поговорили с мастерицей о ее ремесле, заработке, расходах и доходах.
«Могла испортить лучшее мамино платье – вырезать оттуда цветочек и сделать картинку»
45-летняя Татьяна Каранкевич в творчестве, можно сказать, всю жизнь. Творить начала с пяти-шести лет.
– Могла испортить самое лучшее мамино платье, вырезать оттуда цветочек и сделать какую-то картинку, – смеется собеседница. – Думаю, мама тогда не очень ценила мои творческие порывы, ведь достать хорошее платье по тем временам было задачей непростой.
После школы Татьяна поступила в училище культуры в Могилеве, где получила специальность «преподаватель декоративно-прикладного творчества». Более 16 лет работала в центре дополнительного образования, где вела кружки декоративного направления для детей. Затем была художником-оформителем в отделе культуры, работала и в ТЦСОН.
А сейчас Татьяна занимается только ремесленничеством. Точнее ремесленником она стала еще в 2010-ом перед поездкой на «Венок дружбы» в Бобруйск, но в последнее время творчество – это ее основное занятие.
«Сейчас мне мои первые картины кажутся смешными»
К изделиям из кожи мастерица пришла не сразу. До того она перепробовала множество разных направлений – соломка, ткачество, макраме, вышивка, лозоплетение, вязание крючком и спицами, изделия из фоамирана.
– Во время работы в центре дополнительного образования мы с ребятами постоянно участвовали в каких-то выставках, – рассказывает Татьяна. – Чтобы победить, нужно было постоянно придумывать что-то интересное. Чего мы только не изобретали! Были работы с элементами ткачества из кусочков ткани, пластмассы, даже из пластмассовой подложки от конфет делали целые серии картин. В дело шли и кусочки кожи от старых сумок. Уже тогда мне этот податливый и эффектный материал очень понравился. Потом были еще цветы из ткани, которые я дарила друзьям. Как-то попробовала делать цветы из кожи и они меня захватили. Сейчас за свои первые картины мне стыдно, они мне кажутся смешными.
Сегодня Татьяна делает из кожи шкатулки, фотоальбомы, панно, картины с часами и без. Говорит, бывали у нее и необычные заказы.
– Как-то одна девочка заказала картину для подруги-кошатницы. Я тогда сделала интересную работу в 3Д, на ней кот из «Алисы в стране чудес», замочная скважина, через которую видна Алиса. А еще выполняла оригинальный заказ для бобруйского кафе, которое оформляли в венецианском стиле – это были большие маски-панно на стены.
«Главное – кожа и руки»
По словам мастерицы, для изготовления такой красоты нужно не так уж много.
– Главное – это натуральная кожа и руки, – говорит собеседница. – Между прочим, на руки нагрузка очень приличная. Даже чтобы сделать небольшую картину, необходимо 5-7 цветочков, для каждого цветочка – 5-7 лепесточков, каждый из них нужно нарисовать, нарезать, обработать раствором, придать нужную форму руками, а когда высохнет, где-то подкрасить и только потом составлять цветок. Часто от ножниц бывают сильные мозоли, особенно когда работаешь с грубой кожей. Еще нужны разные виды клея, красители, ножницы, нож. Не обойтись, разумеется, и без фантазии. Я человек хоть и творческий, при создании работ ориентируюсь не только на свой вкус и чутье, а еще на современные тенденции. Интересуюсь, что сейчас в моде – какие стены, шторы, чтобы мои картины органично вписывались в современный интерьер.
Кожу мастерица покупает на Бобруйском кожкомбинате. Точную цену на сегодняшний день сказать не может, так как запасы у нее накапливались годами. А вот клей, говорит, в последнее время очень подорожал: год назад литр стоил шесть рублей, а сейчас 20 рублей.
«Когда увидел, пощупал, тогда понимаешь, что приобретаешь»
Свои изделия Татьяна предлагает, в основном, на ярмарках. Есть у нее и страница в Instagram (многие проявляют интерес к ее работам именно там), но все же мастерица предпочитает предлагать свои изделия оффлайн.
– Потому что на фотографии и вживую – это совсем разные вещи, – уверена женщина. – Когда увидел, пощупал, тогда понимаешь, что приобретаешь, по крайней мере это касается кожи.
В сезон мастерица вместе с супругом посещают ярмарки чуть ли не каждые выходные. Так, на прошлой неделе были в Борисове, перед этим – в Островце, в Несвиже, на бард-рыбалке на Чигирине, в Могилеве и в Бобруйске на День города, в Витебске на «Славянском базаре». Кстати, на международном фестивале искусств в прошлом году (а участвует Татьяна в этом мероприятии уже больше 10 лет) она вошла в десятку лучших среди 350 мастеров. Впрочем, говорит она, для нее главное – не дипломы и награды, а оценка зрителей и покупателей.
В целом, по мнению Татьяны, у нас мало организованных площадок, где мастера могут продавать свои работы.
– У нас в Кировске таких нет совсем, – говорит она. – В Бобруйске ярмарки организуют только к каким-то большим мероприятиям, на праздники.
Раньше женщина пробовала сдавать свою продукцию в сувенирные магазины.
– Но там делают большую накрутку – до 35%, в итоге для покупателя работы обходятся очень дорого, – считает она. – Что касается интернет-магазинов, там работы нужно завозить на склады, откуда они уже будут высылаться. Но у меня нет такого потока. Это надо быть каким-то ИП, наверно, чтобы были много продукции или штамповать на станке что-то однотипное. А у меня все ручной работы и в одном экземпляре.
Работы Татьяны стоят в среднем от 50 до 70 рублей. Картины с часами обходятся подороже, ведь для их изготовления еще нужно купить часы.
Что касается заработка, то он, по словам Татьяны, нерегулярный.
– На ярмарках бывает по-разному: можно продать семь картин, а можно одну. Многое зависит от погоды, от места, от того, это начало месяца или конец (зарплату многие получают в конце). Самая неудачная ярмарка в этом году была в Могилеве: нас поставили в парке, где крутой спуск, думаю, не каждая мама с коляской или пожилой человек могли спуститься с этой лестницы. В Бобруйске у Ледового всегда очень жарко, потому тяжело выстоять день-два. И на День города в этом году сильный ливень разогнал покупателей. Но и в первый день, и во второй несколько картин я продала.
«Цену не поднимаю уже года три»
Мастерица уверена, что прожить только за ее творчество нереально.
– Это специфический товар, ведь картины – не продукт первой необходимости. Цену не поднимаю уже года три, так как доходы у людей не сильно выросли за это время. Иногда задумываюсь, сколько я трачу на приобретение всего необходимого для изготовления работ, на участие в ярмарках и сколько получаю, и понимаю, что мне остается немного. Спасает то, что супруг работает и у нас большой огород – неплохое подспорье. Так что в перспективе буду искать работу со стабильным заработком.
Связаться с Татьяной Каранкевич можно по телефону: (8029) 322 -84- 38.
Или в Инстаграм.