Ангелине Карабановой 27 лет. Около шести лет назад она получила вторую группу инвалидности по зрению. Один ее глаз имеет только светоощущение, а второй сохранил зрение примерно на 6%. И это лишь одно из проявлений непонятного по сей день заболевания, появившегося внезапно.
«Строила амбициозные планы на жизнь»
– Родилась я абсолютно здоровым ребенком, – рассказывает собеседница. – В детстве никаких серьезных проблем со здоровьем у меня не было, и все мои близкие – относительно здоровые люди. До 10 лет жила в деревне Боровица Кировского района, потом наша семья переехала в Кировск. Я окончила обычную школу, музыкальную школу по классу фортепиано, затем Горецкий педколледж, где получила специальность «учитель начальных классов» с дополнительной специализацией «творческая деятельность». В 2015 году поступила на факультет журналистики БГУ. Сотрудники Кировской районной газеты очень хотели видеть меня в своих рядах, считая перспективным журналистом. Уже класса с 6-го я печаталась в районке, позже – и в областной, республиканской прессе. Словом, строила амбициозные планы на жизнь.
Но планам Ангелины не суждено было сбыться, болезнь круто изменила ее жизнь. Девушка успела окончить лишь первый курс журфака.
– Сначала появились проблемы с ногами, – рассказывает Ангелина. – В 2017-м случился первый неврит зрительного нерва, но тогда глаз мне спасли. Спустя год был неврит на другом глазу, и тогда зрение уже не спасли. Появились и прочие патологии. Позже еще коронавирусная инфекция внесла свой вклад. Мной занимаются ведущие специалисты в Минске, профессора, и по сей день они не могут до конца понять, что и почему со мной произошло. Есть лишь предположительный диагноз, озвучивать его не буду, скажу только, что он очень редкий. Как мне сказал один профессор, «на всю страну пять девочек таких». На сегодня поставлен диагноз, касающийся лишь зрения: «частичная атрофия зрительного нерва».
«Около года у меня было неприятие себя, депрессия, нежелание что-либо делать»
Из-за проблем со здоровьем Ангелина взяла в университете академический отпуск на год, до последнего надеялась, что потом удастся завершить обучение. Пошла работать в детский сад, чтобы не сидеть год без дела. Но, к сожалению, улучшений не наступало, болезнь только прогрессировала. Из садика девушка уволилась уже в связи со второй группой.
– Год я «болталась» – постоянные больницы, обследования, доходило до реанимаций, – вспоминает тот тяжелый для нее период Ангелина. – В 2018-м стало понято, что все очень серьезно, и выкарабкаться полностью не получится. Плюс – у меня сильно изменилась внешность: после приема гормональных препаратов я поправилась с 54-х до 70-ти килограммов.
Для молодой девушки, у которой была куча планов на жизнь, неожиданная болезнь стала тяжелым испытанием. Ангелина признается, что долго боролась с неприятием себя такой, была депрессия, нежелание что-либо делать. Будни стали серыми, жизнь – однообразной.
«Творчество и общение с таким же людьми»
Выкарабкаться из этого состояния ей помогли, прежде всего, в отделении для инвалидов центра соцзащиты.
– К сожалению, у нас низкая осведомленность о существовании различных организаций для инвалидов, – говорит Ангелина. – Я тоже узнала случайно. Как-то к нам домой с обследованием пришли сотрудник пожарной службы вместе с работником Кировского ТЦСОНа. От последнего я и узнала, что при центре есть отделения для инвалидов, посетители которого ездят на разные мероприятия, живут активно. В 2019-м я пришла туда, и меня приняли с радостью.
Ангелина признается, что поначалу была удивлена, что люди с ограниченными возможностями живут такой же активной жизнью, как и все остальные. И сама она занялась всем, чем только можно было: рисованием, вышивкой, пением, танцами.
– Творчество и общение с людьми, у которых такие же проблемы – вот что возвращает к жизни! – считает Ангелина.
И выражает большую благодарность инструктору по трудовой терапии Веронике Васильевне Петруше, ставшей ей «второй мамой», и всем остальным работникам центра, которые, по ее словам, относятся к своим подопечным, как к собственным детям.
«Я сама в шоке, что у меня все это получается»
Ангелина настолько увлеклась творчеством, что в прошлом году стала ремесленником (сейчас она платит налог на профдоход). Девушка делает на заказ свадебные аксессуары – бутоньерки, бокалы, даже несколько свадебных фотозон оформляла. Еще вяжет детские пледы, прикроватные коврики, сумки из полиэфирного шнура, шопперы, делает ожерелья из крупных бусин, изделия из фоамирана, куклы и пишет небольшие стихи на заказ.
В ответ на мое удивление, как все это можно делать с таким зрением, Ангелина отвечает:
– Во-первых, когда в какой-то системе происходит сбой, другая система берет на себя в два раза больше. Потеряв зрение, ты больше слушаешь, больше щупаешь, ощущаешь. К примеру, изделия из фоамирана я делаю так: рисую картонные заготовки (они прекрасно ощупаются пальчиками), кладу их на фоамиран, обрисовываю спицей, вырезаю. Правда, вырезать сложновато, но я приспособилась делать фигурные дыроколы: чик – и готовый цветик. Я сама в шоке, что у меня все это получается. Во многих вещах очень помогают современные технологии.
«До инвалидности я не ценила того, что есть»
В 2020-м году Ангелина работала культорганизатором в Павловичском сельском центре культуры. А с недавних пор трудится на предприятии «Светоприбор» ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» – слесарем механосборочных работ (собирает выключатели, монтажные коробки, розетки, удлинители и прочие светоприборы).
Девушка также участвует в фольклорном коллективе «Квецень», созданном на базе предприятия. Получила от работы общежитие и сейчас большую часть времени находится в Бобруйске.
Помимо этого, Ангелина является волонтером «Красного Креста» и председателем общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» Кировского района.
Эта энергичность поражает, ведь далеко не каждый зрячий столько успевает в жизни.
– До инвалидности я, можно сказать, «прожигала» свою жизнь, – говорит девушка. – Я не ценила того, что есть, мне постоянно хотелось чего-то большего. Причем, я концентрировалась на вещах, совершенно не важных, с моей нынешней точки зрения, к примеру, постоянно хотела похудеть. А теперь мне кажется, что это такие мелочи! Сейчас живу более полноценной и насыщенной жизнью, ценю каждый день, каждую минуту. Практически не отдыхаю, только сплю ночью. Когда совсем нет сил, могу музыку послушать.
Ангелина не строит планов на будущее.
– Сейчас я хорошо понимаю, что никому не известно, каким будет его завтра. Потому живу сегодняшним днем. Как сказал один мой профессор: «Мы живем одним днем, а завтра будем смотреть, что будет завтра».
Страница Ангелины Карабановой в инстаграм