На 1 августа 2023 года в Бобруйске зарегистрировано 21 мошенничество и 136 других имущественных преступлений, связанных с использованием компьютерной информации. Общая сумма ущерба составила более 460 тысяч рублей. Такие цифры о масштабе проблемы озвучила Александра Манько, официальный представитель УВД Бобруйского горисполкома.
Самые распространенные схемы «разводов» по телефону
Схема 1. Мошенники звонят человеку по телефону, в вайбере, представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов. И озучивают «легенду»: дескать, ваш банковский счет в опасности, и чтобы его спасти, вам необходимо взять кредит или перевести все деньги на «безопасный» счет.
Схема 2. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или косят под родственников жертвы (обычно так звонят пожилым людям), сообщая: ваш внук (брат, племянник и т.д.) стал виновником серьезного ДТП, для решения вопроса требуется крупная сумма. За деньгами готов немедленно выехать наш курьер, только никому ни слова!
Возможны различные вариации этих схем.
«Я спросонья плохо понимала»
51-летняя Анна (по просьбе героини имя изменено), рабочая одного из предприятий Бобруйска, в мае гостила у родителей в деревне.
– Были праздничные дни, я не торопилась подниматься с постели. И вот в 8 утра – звонок на Ватсап. Я решила, что это муж (он у меня в России работает), даже не обратила внимания, что код в номере какой-то незнакомый (позже выяснилось, что африканский). Услышала приятный женский голос. Звонившая представилась сотрудником милиции, спросила, знаю ли я такую-то женщину, назвала фамилию – якобы та пытается оформить кредит на мое имя. Нет, говорю. «Тогда, чтобы предотвратить эти действия, вам нужно установить специальное приложение на свой смартфон, сейчас я соединю вас с сотрудником банка», – отвечает звонившая. У меня еще промелькнула мысль: как это на одном номере находятся сотрудник милиции и банка… Но я спросонья плохо понимала, это было так неожиданно, я растерялась и испугалась. К тому же, говорила звонившая так быстро и уверенно, что у меня просто не было времени опомниться.
Когда Анна сказала, что не умеет устанавливать приложения на смартфон, ей дали подробную инструкцию, как это сделать. У нее все получилось. Потом у Анны выпросили ее паспортные данные. Дальше женщине предложили подойти в банк.
– Это мне тоже показалось странным, ведь в выходные дни банки не работали, и я была не в городе. Сказала им, что подойду в банк в понедельник.
В общении возникла некоторая пауза, во время которой Анна, по ее словам, успела подумать и понять: что-то здесь нечисто. Посоветовалась с младшим сыном (хотя звонившие категорически не советовали эту тему с кем-то обсуждать).– Сын сразу сказал: мама, ты попала, удивился моей наивности. В понедельник я побежала в милицию. Там меня слегка пожурили, как я могла на такое попасться, ведь уже всем известны такие схемы.
Затем Анна сразу поспешила в один, в другой банки, клиентом которых она является, уточнила, не оформлялись ли на нее в последние дни какие-то кредиты. Выяснилось, что нет. Женщина поменяла в банке все свои данные.
– Сейчас меня волнует только то, что я выложила мошенникам данные паспорта, вдруг они ими как-то воспользуются, – беспокоится Анна.
Удивительное совпадение: старший 30-летний сын женщины, который, как и отец, работает в России, попался на такую же удочку мошенников и потерял все заработанные деньги.
– В банке, куда его пригласили звонившие для подписания каких-то бумаг, к нему подошел человек в деловом костюме (правда, без бейджа), представился сотрудником банка и дал на подпись готовые бумаги. В результате на его имя оформлен большой кредит, – рассказывает Анна. – Сейчас сын пытается с помощью юриста как-то решить эту проблему. Ну а мне еще поступают звонки с неизвестных иностранных номеров, но я на них не отвечаю. Уверена, что я больше никогда так не попадусь.
«Прошел год, деньги мне, конечно же, никто не вернул»
58-летней могилевчанке Ирине повезло меньше.
– Звонок по вайберу застал меня в обеденный перерыв, – рассказывает Ирина. – Звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, обслуживающего мой расчетный счет, и сообщил, что «сегодня зафиксировано несколько попыток несанкционированного доступа» к моим сбережениям. Посоветовал проверить смс-сообщения на телефоне. Когда я заглянула в телефон, увидела пять сообщений о попытке перевести мои деньги в юани, еще три – просто снять часть средств. И что самое ужасное, прямо на моих глазах список поступающих смс продолжал расти!
Сотрудник службы безопасности в ответ на мои отчаянные вопли посоветовал взять себя в руки и четко следовать его инструкциям. Какое-то время я пыталась сопротивляться и подойти к ситуации с разумной точки зрения: а почему нужно все это делать дистанционно, заблокируйте мой счет, я приду в банк и там продолжу с вами работать… Но мне отвечали: «Если мы заблокируем счет, то не сможем вычислить преступника. А пока будем дожидаться, когда вы доберетесь до банка, ваш счет уже обчистят».
– Пару раз у меня просыпалось желание позвонить по короткому номеру своего банка и узнать, что на самом деле происходит? – продолжает женщина. – Я даже протягивала руку к стоящему рядом городскому телефону, но… на том конце провода будто угадывали каждое мое движение и тут же обрушивали на меня лавину новых непонятных советов и рекомендаций. Все же я несмотря на настойчивые требования категорически отказалась продиктовать номер карточки и коды доступа, поступающие на телефон. Это, видимо, сидело, у меня где-то в подкорке. Если бы так же твердо я помнила, что не нужно загружать никаких дополнительных программ...
Мошенники продержали Ирину «на проводе» почти час. Нажав очередной раз на кнопки компьютерной клавиатуры, она увидела, как деньги с ее счета улетают в неизвестном направлении. И – короткие гудки...
Потом был звонок в банк, который подтвердил худшие опасения, заявление в милицию, беседа с оперативником и следователем, сочувственные взгляды коллег и оглушающее недоумение: «Почему я это сделала?»
– Прошел год, деньги мне, конечно же, никто не вернул, – говорит Ирина, – поиск мошенников все еще продолжается, и шансов, что их найдут, практически нет. Но печальный опыт меня все-таки чему-то научил. Самое удивительное, что человек, которого обманули, почему-то сам ощущает себя виноватым, и этого стыдится!
Увы, подобных случаев можно приводить много...
Врач-психиатр: «Люди, которые работают по телефону, обучены многим психологическим приемам»
Почему люди, даже чувствуя, что их обманывают, все равно позволяют себя обмануть? Этот вопрос мы задали врачу-психиатру, заведующей Бобруйским межрайонным психоневрологическим диспансером Елене Аркадьевне Хорошавка:
– В лапы мошенников попадают, прежде всего, пожилые люди. Почему? Люди старшего поколения выросли в других условиях. Они привыкли, что если звонят сотрудники милиции или банка, то этому нельзя не верить. К тому же, у пожилых людей имеются особенности нейрофизиологии – они медленнее думают. Чтобы все обдумать и принять решение, им нужно время. А мошенники этого времени не дают, они загружают человека массой информации, которую тот даже не в состоянии переработать.
На любого человека проще воздействовать, когда он уставший или еще не совсем проснулся, и мошенники этим пользуются: обычно такие звонки бывают поздним вечером или ранним утром. Человек в таком состоянии даже не смотрит на экран (хотя в другое время его наверняка насторожил бы код незнакомого государства), ему сложнее сосредоточиться и подумать.
И информация, которую преподносят мошенники, обычно неприятного характера, это вводит человека в состояние растерянности и беспокойства. А таким состоянием легко воспользоваться для введения в транс. Этим, к слову, пользуются в своей работе и профессиональные психотерапевты, и цыганки-гадалки. Люди, которые работают по телефону, тоже обучены многим психологическим приемам. Я даже встречала такую ситуацию: человек уже понимает, что все, «развод», а остановиться не может. Потому что звонящие используют нейролингвистическое программирование (НЛП). Это такой поверхностный, но все же транс.
Говорят звонящие, как правило, очень убежденно, скороговоркой, достаточно хорошо апеллируя различными профессиональными терминами, что также воздействует на людей.
Еще одна из причин, и опять это касается людей старшего поколения – это неумение говорить «нет». Нам неудобно прервать человека и сказать: «Стоп, я не хочу вас слушать». И чем выше у человека уровень воспитанности, тем ему неудобнее.
Когда речь идет о каком-то выигрыше, то тут уже срабатывают человеческая лень и извечная любовь к «халяве». Человек так радуется возможности получить что-то даром, что, порой, даже и проверять информацию не будет.
Нередко «разводят» одиноких женщин при знакомстве в интернете. «Кавалеры» им то якобы дорогие подарки высылают, за которые нужно заплатить символически, то на дорогу им деньги нужны. Это уже проблема одиночества. Даже если женщина понимает, что что-то здесь не так, в ней живет надежда на то, что вдруг это «тот самый», единственный. Доверчивость плюс желание счастья. Понятно, что и мужчина, который просит денег, делает это не сразу. Сначала он обаяет, влюбит в себя женщину, а влюбленность – это чувство, которое часто лишает людей разума.
Как защитить себя? Прочтите обязательно
Вот несколько дельных советов от внештатного психиатра города Елены Хорошавка, которые нелишне почитать всем, независимо от возраста:
1. Не общайтесь с теми, кого не знаете. Звонит незнакомый номер поздно вечером или рано утром – не отвечайте. Если кому-то очень нужно с вами связаться, могут написать сообщение.
2. Если чувствуете, что на вас вываливают поток информации, и вы в растерянности, лучше положите трубку. Успокойтесь, проанализируйте ситуацию. Хороший вариант – звонок другу или родственнику, который со стороны лучше оценит происходящее. Некому позвонить – звоните в милицию по 102, там подозрительные звонки распознают сразу и дадут разумные советы.
3. Универсальный способ – рассмеяться в трубку, смех разрушает чары. А еще люди на том конце провода сами растеряются и смутятся. Они подготовлены, но они – не профи.
4. Даже если нас гонят, заставляют принимать решение прямо сейчас, а мы чувствуем подвох, откладывайте решение вопроса. Скажите: «Я вам сейчас перезвоню» или просто: «Я не хочу с вами разговаривать», «Мне это неинтересно». Вот это и есть умение говорить «нет». Даже если на том конце провода не мошенник, это не оскорбление, а ваше решение, на которое вы имеете право.
5. И совет молодым людям: чаще разговаривайте со своими пожилыми родственниками, объясняйте им все эти схемы мошенничества на понятном языке. И просто разговаривайте, чтобы они не были одиноки и не нуждались в общении с незнакомыми людьми.
И советы от милиции
Алиса Казакевич, оперуполномоченный группы розыскной работы Бобруйского РОВД:
* Ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону: данные своего паспорта, номера, коды, пароли своих банковских карточек. Запрос конфиденциальной информации – самый явный признак мошенничества.
* Завершите незнакомый звонок и перезвоните на официальный телефон той организации, от которой якобы поступил вызов. Например, телефон банка можно найти на обратной стороне карты.
* Не реагируйте на сообщения с незнакомых номеров, в которых указаны ссылки для скачивания стороннего приложения или переход на какие-либо веб-страницы с целью получения, например, выигрыша в лотерее и т. д.
* Договоритесь с близкими о «контрольном» слове или вопросе, которые помогут распознать, что звонят они, а не мошенники.
* Игнорируйте сообщения от незнакомых номеров с просьбой перевести деньги. Мошенники могут написать от лица ваших близких, родственников.
* Не перезванивайте на незнакомые номера. Мошенники часто используют платные номера.
* Если вам приходит смс о зачислении средств, а вы не имеете к этому отношения, есть вероятность мошенничества. Лучше не возвращать деньги, полученные якобы по ошибке, самостоятельно, а обратиться в банк с заявлением.