– У меня разносторонний бизнес, именно это и помогало держаться на плаву в кризисное время, – рассказывает Ирина. – Весной люди едут на дачу – у меня начинает работать питомник растений. Летом меньше ходят в кафе, но больше отдыхают на природе: прибыль приносит агроусадьба. К зиме поток гостей в агроусадьбу заканчивается, но «включается» в активную работу кафе. Чтобы бизнес приносил прибыль, он должен быть, как щупальцы: один обрезали, вырастает второй. По-другому нельзя. Узкопрофильный бизес хорош только высокотехнологичный: когда у тебя нет конкуренции, – говорит предпринимательница.
Заглянув в питомник растений и агроусадьбу «У сяброў» в д.Городня, я сразу поняла, что энергии их хозяйки хватило бы на десятерых. Питомник вырос из увлечения природой – Ирина старалась засадить территорию усадьбы любимыми растениями. А потом пришла мысль: «Почему бы не заработать на этом?» И занялась доращиванием рассады и саженцев. Из последних любимцев – гинкго билоба (растение, уникальное по своим целебным свойствам) и павловня (самое быстрорастущее дерево на земле). Последнюю называют «экологической фабрикой» и с ней связывают будущее планеты. В 2021-м году Ирина Семерикова с проектом «Павловня» стала победителем юбилейного стартап-форума «Mogilev Invest Day-2021» в номинации «Лучшая презентация бизнес-идеи».
Для человека важна не просто идея, «как заработать», но и сверхидея: «как принести пользу людям», уверена предпринимательница. По ее мнению, секрет успеха в том, чтобы любить свое дело и не бояться изучать новое:
– Все мои хобби, за что ни возьмусь, перерастают в бизнес! Если идешь к цели, видишь ее, – все достижимо. Я вообще-то уже пенсионерка, поэтому опыт позволяет мне философствовать. Всегда нужно идти за мечтой. Если у вас нет мечты, ничего не получится.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Конечно, для того, чтобы заниматься бизнесом, нужен предпринимательский склад ума. У Ирины Семериковой с этим все в порядке: талант монетизировать увлечения проявился еще в юности. Закончив школу в Могилеве, в 1985-м Ирина уехала учиться в Ленинград, где прожила восемь лет.
– Самостоятельно зарабатывать на жизнь мы с мужем начали еще в студенческие годы, – рассказывает о своем питерском периоде Ирина. – Мы учились в Гидрометеорологическом институте. Муж – на океанолога, я – на метеоролога. Но по профессии работать так и не пришлось. Сначала убирали городские бани. Брали справку в деканате, что являемся студентами, и работали по ним. В месяц выходило 16 ставок по 90 рублей. Таким образом в 87-89 годах зарабатывали полторы тысячи рублей на двоих, что было немало по тем временам. А сразу после института влезли в автобизнес на целых двадцать лет.
Началось все с того, что молодожены разбили свою первую машину «Жигули «копейка», и нужно было распродать запчасти. Так Ирина попала на питерский авторынок, где ей, на удивление, понравилось.
– Это были времена дефицита, – вспоминает предпринимательница. – Мы ездили по стране закупать запчасти и привозили их в Санкт-Петербург. Постоянно мотались туда-сюда. Жили три дня в Питере, четыре – в Могилеве. А потом бизнес стал затягивать. Спустя время решили с мужем осесть в Беларуси. Поставили в городе первый павильон с запчастями на станции техобслуживания по Гомельскому шоссе. В те времена все еще торговали в основном с капотов и с земли. Через какое-то время бывший главный архитектор Владимир Иванович Свинаренко, увидев мой ларек, вынес вердикт: «Снести, чтоб завтра тут ничего не стояло». Я к нему подошла, спросила: «Скажите, пожалуйста, а вы мою семью будете кормить?» На что он парировал: «Тогда стройтесь!» Это было с утра, а после обеда я уже шла с заявлением «Прошу разработать проектную документацию магазина». Может, я до сих пор бы сидела с ларьком, если бы Владимир Иванович разрешил его оставить. Так что спасибо ему большое!
Другой бы месте Ирины стал унывать и на этом его бизнес закончился, но для могилевской предпринимательницы не существует закрытых дверей:
– Буду стучаться, пока не откроют, – говорит Ирина Геннадьевна и продолжает рассказ: – Вначале нам проектировали одноэтажное здание. Я пришла, рассчиталась, говорю: «Спасибо. А теперь мы с вами будем проектировать большой магазин, потому что если я не сделаю этого сейчас, буду жалеть». И мы заново начали проектировать, а затем строить офисное здание с магазином автозапчастей. Потом на много лет втянулись еще и в ремонт машин.
После Ирина Семерикова руководила также стройкой собственного дома, кафе и агроусадьбы.
– Когда в 1992 году я начала стройку магазина, было тяжело, – вспоминает Ирина Геннадьевна. – А сейчас уже интересно. Теперь строительство – отдельная любовь. Когда я ничего не строю, у меня начинается депрессия. Сама вникаю во все, проектирую вплоть до проводки. Возможно, потому что я постоянно вписываюсь в новые проекты, с каждым годом мне все интересней жить. Когда друзья начинают говорить о старости, я их не понимаю. Ведь столько интересного вокруг! В этом смысле мои дети пошли в меня: они еще более деятельные, хотя и не стали идти в бизнес. Дочь занимается социальными проектами и помогает детям из трудных семей, а сын стал хорошим специалистом в таргетной рекламе. Я ими очень горжусь!
Держаться на плаву в кризисные времена
Конечно, в жизни предпринимательницы бывали и кризисы, и потери. В какой-то период ушел муж, и весь бизнес женщине пришлось вести самой. К тому моменту в автосфере выросла конкуренция. Пришлось подстраиваться к новым обстоятельствам.
– Когда я поняла, что бизнес автозапчастей замедляется, сдала в аренду магазин запчастей, открыла кафе и занялась общепитом. С тех пор 25 лет кормлю могилевский авторынок. Кроме того, в середине 90-х мы первыми в странах СНГ стали шить спальные места для домашних животных. Дело было новое по тем временам, интересное. Со своей продукцией ездили даже на Международные выставки.
– Недавно офисное здание по Гомельскому шоссе продала, а вот мини-кафе в павильонах у меня остались. 16 лет работает и наша «Карчма у сяброў» на Якубовского.
Общепит – это сложно, очень ответственно, гораздо сложнее, чем автозапчасти. При этом мне всегда хотелось сделать красиво и атмосферно, – признается бизнесвумен. – Однажды чуть не поплатилась за любовь к красоте – хотелось создать настоящее итальянское кафе, с европейской атмосферой, живой музыкой. 4 года арендовала помещение «Пиццерони» и «Гурмана». Но чтобы сделать красиво, нужно много потратить. Все, что зарабатывали, уходило на расходы. Арендное помещение – это очень дорого. Получалось, что и для людей цены выходили дорогими, и сами не тянули оплаты.
– В конце концов общепит упирается в платежеспособность населения, – добавляет Ирина Геннадьевна. – В кризисное время в ресторанах и кафе посетителей меньше. В коронавирус мы держались на плаву только за счет «комплексных обедов» и поминок, как ни печально это звучит. И сейчас в общепите кризис продолжается. Того потока посетителей, который был до пандемии, нет. А вернуть людей в рестораны может только повышение доходов. Тем более, что «Карчма «У сяброў» находится не в центре города. Сегодня в «Карчме» «комплекс» стоит 9 рублей. Мы сознательно снижаем доходную часть, но оставляем цену прежней. Знаю: если поставим 10 рублей, сразу 30 % посетителей уйдут.
Как выжить агроусадьбам?
Со временем Ирина занялась еще и агротуризмом: решила построить агроусадьбу под названием «У сяброў». Деревня Городня для этого подходила идеально: места живописные, рядом водохранилище Рудея, старомосковская трасса.
– До 2019-го года люди, ехавшие с юга России в Европу и Прибалтику по Чаусскому шоссе, останавливались у меня. Но после пандемии все накрылось медным тазом. Упадок начался еще с 2014-го, потом ковид, сейчас тоже ситуация вокруг нашей страны сложная. Агротуризм сходит на нет. Денег у людей немного, предпочитают экономить. Не снимают усадьбы, а едут отдыхать со своими палатками. Агроусадьбы, построившие банкетные залы, еще могут выживать: пользуются спросом. Меня же пока спасает спортивный туризм. Летом каждые выходные приезжают ребята на сплавы на байдарках и sup-досках, которые мы в свое время приобрели благодаря немецким грантам. Сегодня именно эта услуга привлекает сюда людей. Андрей Николаевич Пахоменко, специалист по флоре, фауне и водным ресурсам Беларуси работает с нашими путешественниками по водоемам Могилевщины, обеспечивая ребятам экскурсионное сопровождение. В Беларуси выросло замечательное поколение, которое на свои праздники не в рестораны идет, не алкотрипы устраивает, а предпочитает проводить дни рождения в путешествиях и увлекательных занятиях. Молодым людям нужны впечатления: они способны на действия и преодоление себя. На молодежь и могут быть рассчитаны современные агроусадьбы.
Но конечно, до ковида «У сяброў» принимали туристов намного больше.
– Я даже ночевала здесь чаще, чем дома. Сколько у меня останавливалось интересных людей, сколько разговоров обо всем было переговорено! Однажды приезжал известный австралийский поэт, прапрадеду которого Сигизмунд подарил четыре деревни на Могилевщине, – вспоминает Ирина. Много лет подряд здесь останавливались и белорусы, и россияне, и украинцы... Со многими из них Ирина Геннадьевна дружит до сих пор. Так что название агроусадьбы вполне себя оправдывает.
Практически с основания «У сяброў» предпринимательница активно участвует в популяризации агротуризма и присоединилась к кластеру «Край животворных криниц», который сегодня включает 11 агроусадеб Могилевщины. Участники кластера постоянно делятся опытом друг с другом, участвуют в семинарах по устойчивому развитию экотуризма, продвигают идеи природного земледелия. Это отдельный большой фронт работы, которым тоже занимается Ирина Семерикова.
Мечта – возродить Грудиновку
– Вообще-то я всю Европу объездила, но и в Беларуси у меня много любимых мест, к примеру, усадьба Толстых в д.Грудиновка, – признается могилевчанка. – Это мое место силы. Когда-то собрала волонтеров, и мы убрались там: вычистили дом. Хотелось бы, чтобы однажды могилевчане восстановили это красивейшее удивительное место. По крайней мере, у меня есть такая мечта! И сейчас не оставляю идею поддержать усадьбу. Хочу организовать передвижную выставку, посвященную Грудиновке. Приглашаю могилевских художников и наши художественные школы поучаствовать в проекте. Насколько хватит денег, буду вывозить их на пленэры, чтобы рисовали усадьбу в разные поры года.
Хотелось бы какие-то деньги выбить на ремонт крыши и окон в грудиновской усадьбе, чтобы здание не приходило в упадок. Если кто-то хочет присоединиться: спонсоры, волонтеры - всех приглашаю помочь. Деньгами, техникой, свободными руками… В общем, ищу единомышленников. Мы не будем менять целевое назначение здания, извлекать прибыль из этого дела. Это не бизнес-проект. Я хочу просто сохранить усадьбу, ни больше ни меньше.