… А также хор обувной фабрики, психоневрологического диспансера и хоровая капелла
Завершу список ярких личностей, с которыми меня свела судьба в Могилевском училище, еще одним талантливым музыкантом – Александром Георгиевичем Мысовым (Владимир Браиловский рассказывает о своих коллегах по Могилевскому музыкальному училищу, с которыми он проработал в первой половине 1980-х годов четыре года – ред.). Формально он числился на струнном-народном отделении, так как вел класс домры и дополнительных оркестровых инструментов. Однако он ярко проявил свой музыкальный дар и в других специальностях. В частности, Мысов был прекрасным аккордеонистом-самоучкой, его нередко приглашали на разные мероприятия в качестве аккордеониста и даже доверили преподавать этот инструмент в училище. К тому же этот разносторонний музыкант обладал красивым голосом, прекрасно исполняя романсы и песни.
Согласно информации его родственников, свое музыкальное образование Александр Георгиевич начинал еще до войны как скрипач. Во время немецкой оккупации этого еврейского мальчика приютила семья белорусов. Затем он попал в партизанский отряд, где получил ранение в правую руку, после чего свободно пользоваться смычком уже не мог, и после войны переквалифицировался в домриста. Ранение не помешало ему профессионально освоить этот инструмент, и юный музыкант быстро достиг успехов в игре на домре. Впрочем, как и на аккордеоне.
Добавлю еще, что Мысов много лет руководил любительским хором обувной фабрики, после чего по предложению местного руководства на ее основе организовал хоровую капеллу Городского дома культуры и несколько лет ей руководил. Музыканты старшего поколения уверяли, что коллектив в те времена справлялся с весьма сложным репертуаром. В этот же период он создал еще один своеобразный коллектив, удостоившийся всяческих наград – хор работников Могилевского психоневрологического диспансера, после ухода оттуда Мысова прекративший свое существование. Говорили также, что у Александра Георгиевича не было диплома ни по одной из его музыкальных специальностей, в которых он себя так блестяще проявил.
Профессиональными пианистками стали все его три дочери, успешно закончившие училище, в котором работал их отец. Они не только вели специальный класс, но и работали концертмейстерами, причем, среди прочих считались лучшими. Тамара до сих пор время от времени участвует в моих авторских концертах. А младшая из сестер Мысовых, Лариса, много лет преподает в ДМШ №1 города Могилева, сегодня преобразованной в гимназию-колледж имени когда-то не поступившего в местное музучилище Евгения Глебова.
Определяя уровень прочих учебных заведений
Завершая рассказ об этом учебном заведении, должен особо подчеркнуть, что в отличие, например, от Киргизского института искусств, оно в те времена не только взращивало молодые таланты, но и было центром музыкальной жизни всего региона. Здесь были сосредоточены самые профессиональные кадры, долгое время определявшие музыкальный уровень прочих учебных заведений и любительских коллективов области. И, что не менее важно, зал музучилища был главной концертной площадкой города, на которой постоянно выступали ведущие исполнители не только Белоруссии, но и всего Союза. А гастроли знаменитых музыкантов в те времена проводились с завидной регулярностью, о чем сегодня можно лишь мечтать.
Истины ради отмечу, что музучилище тогда было не единственным в Могилеве центром притяжения музыкальных талантов. Достойные коллективы существовали, например, в культпросветучилище, педучилище, Дворце пионеров, городском Доме культуры и руководили ими, известные в городе профессионалы. С некоторыми из них я был знаком на ниве совместного творчества.
Назову, например, работавших в то время во Дворце пионеров Романа Шацева, организовавшего там еще в середине 50-х годов хор и первый в Могилеве детский оркестр народных инструментов, а также Нелли Бордунову, создавшую в 80-м году вокально-инструментальный ансамбль «Радуга», со временем переросший в театр-студию, прославившуюся воспитанными там звездами эстрады.
Со временем я открыл для себя и таких одаренных музыкантов, как руководителя народного оркестра культпросветучилища Владимира Глушакова, между прочим, сделавшего прекрасную аранжировку моей песни «Адрес моей любви», и Лилию Сендерову – композитора-любителя, руководившую вокальным ансамблем преподавателей педучилища, с которым в конце 80-х я объездил все уголки Могилевщины.
Продолжение следует.