Елена живет с супругом в небольшой деревушке Черлау Саксонии – в лесу, то есть самая что ни на есть глубинка. Но она разительно отличается от деревни в традиционном понимании постсоветских стран. Во-первых, наличием инфраструктуры: в населенном пункте есть все, что необходимо для жизнедеятельности человека. Во-вторых, в деревне нет ни одного убогого дома, напротив – все как один ухожены с полным набором современных удобств.
При этом Елена отмечает, что живут в немецких деревнях преимущественно возрастные люди. Молодежь стремиться в город, где больше возможностей для реализации своих планов, и где более кипящая культурная жизнь.
– Отдаленную деревню, в которой не будет магазина, в Германии при желании найти можно. Но это скорее исключение, чем правило. К тому же будет она совсем небольшой, скорее всего в горах, но с очень хорошей дорогой, которая позволяет в течение 20-40 минут доехать до объекта торговли, до школы или до больницы, – делится наблюдениями Елена. – В большей своей массе деревни Германии – это пригород крупных и небольших городов, в которых немцы предпочитают работать.
По наблюдениям Елены, дом для немцев – не только крепость, за стенами которой отдыхают от суетного мира. Это показатель достатка и состоятельности. Поэтому каждое строение – продуманная до мелочей работа архитектора и качественно выполненная им задумка строителями. Последний штрих всегда за дизайнерами, которые подскажут, как сделать дом красивым, гармонично сочетающимся с соседскими домами и окружающей его средой. Как правило, у домов нет заборов – только небольшая декоративная ограда, символически отделяющая придомовую территорию от тротуара или соседа. Но часто нет и ее. С ранней весны до поздней осени дома украшены живыми цветами – в вазонах, кашпо, вокруг них – ровно выстриженный газон, деревья, декоративные кустарники и клумбы.
В большинстве населенных пунктов Германии присутствует вся инфраструктура .
– В деревне, в которой теперь я живу, а на ее территории порядка сотни домов, есть торговый центр, который состоит из двух продовольственных магазинов, одного – с промышленным ассортиментом, двух булочных, в которых продают хлеб ручной работы. Есть аптека, стадион и своя футбольная команда, ресторан, кафе, где продается чудное мороженое. Работает амбулатория, где 5 дней в неделю принимает семейный врач, – перечисляет Елена.
Кстати, по ее словам, в населенном пункте нет станции скорой медицинской помощи – она расположена в трех километрах от него. Но немцы не вызывают «скорую» по любому поводу:
– Только в экстренных случаях, когда больному требуется помощь узких специалистов, например, при инфаркте или инсульте. При высокой температуре, если ушибли или поранили ногу, боль в животе и так далее – больной до больницы добирается самостоятельно или его везет кто-то из родных, – обращает внимание на важное отличие собеседница.
В небольшой по немецким меркам деревушке Черлау раз в месяц выходит местная газета, в которой отражены все важные состоявшиеся события, традиционно печатаются поздравления с юбилеем старожилов, а их, надо отметить, немало, а также объявления о мероприятиях, запланированных на следующий месяц.
– Организует их местная власть или церковь, – рассказывает Елена. – Это могут быть совместные концерты и чаепития по случаю каких-то важных праздников, в том числе религиозных, фестивали, ярмарки, спортивные мероприятия.
Есть в деревне пожарная станция, но функционирует она на общественных началах, то есть там дежурят мужчины бесплатно. При необходимости они помогают тушить пожары команде, которая размещается в соседней деревне, – там задействованы профессионалы.
Не во всех немецких деревнях имеются в необходимом количестве вакантные места, поэтому на работу могут ездить за 3, 5 10 и 20 км.
– В Черлау функционирует дом престарелых, есть небольшой завод по производству деревянных статуэток – это местная традиция, которой несколько сот лет. Она сохраняется трепетно и бережно. Поглядеть на то, как создаются статуэтки, приезжают туристы. В Черлау также хранятся секреты кружевоплетения – древнее ремесло, которому можно научиться на мастер-классах, проводимых местными музеями. Рабочие места обеспечивают и автосалоны – их здесь три! – констатирует Елена, не скрывает своего удивления.
На территории населенного пункта имеется несколько фермерских хозяйств. Производимая ими продукция – овощи, фрукты, мясо, сыры – пользуется популярностью у местного населения, так как усадьбы местных домовладельцев не предусматривают огородов. Допустимы одна-две небольшие грядки – развлечения ради.
Территория всей деревни ухоженная – дороги, тротуары, велодорожки, парки, скверы, каналы, набережные. В последние годы особенно активно в деревнях развиваются альтернативные источники энергии – повсеместно на крышах устанавливают солнечные батареи. Государство предоставляет кредит на их приобретение под минимальный процент. Если летом переизбыток электроэнергии, то государство ее покупает, а зимой, если не хватает, то ее продают по закупочной цене, что и стимулирует установку солнечных батарей.
Отдыхают жители деревни в лесу – прогуливаются, катаются на велосипедах, самокатах. Для детей – игровые площадки.
– Несмотря на то, что есть двор возле каждого дома и игровое снаряжение – качели, батуты и так далее, игровые зоны общего пользования также создаются. Например, совсем недавно напротив нашего дома начала функционировать так называемая «строительная площадка для детей» по инициативе местной церкви. На ней дети под наблюдением родителей строят воображаемые домики – молотками сколачивают доски. Стук разносится по всей деревне, но реагируют на это с пониманием. Детям здесь предоставляется возможность выплеснуть всю имеющуюся энергию, чтобы дома, вечером, у их родителей была возможность отдохнуть от шума и гама, – рассказывает про интересную идею собеседница.
Проблем посетить город у жителей деревни нет. Во-первых, в каждом дворе по 2-3 машины. Отлично организовано транспортное сообщение между населенными пунктами– курсируют автобусы. До Дрездена 120 км: около часа быстрой езды – и все прелести городской жизни к твоим услугам!