Древней части еврейского кладбища Могилева в 2020 году присвоен статус историко-мемориального места захоронения. Раньше, в 2013-м, начались мероприятия по его спасению. В этом есть необходимость, так как достаточно большое количество его надгробных памятников, выполненных известными в прошлом мастерами, разбиты вандалами. И случаи эти повторяются, но ответственности за это никто не несет, так как прямых потомков, похороненных на кладбище людей, уже нет в живых, а большинство из представителей следующих поколений уехали из Беларуси.
Один из способов прекратить вандализм – придать кладбищу статус охраняемой территории, что и было сделано. И создать каталог захоронений, благодаря которому есть возможность найти этих самых потомков, живущих за пределами Беларуси. Каталог тоже создан в электронном виде и имеет свободный доступ. По мере изучения захоронений, перевода их эпитафий он пополняется. Новая его дополненная версия будет доступна в конце августа текущего года. Но уже в процессе сбора информации для него найдены потомки еще одного могилевчанина, похороненного на еврейском кладбище.
– Сейчас наблюдается повышенный интерес у людей к своим предкам, корням, есть желание посетить с детьми и внуками могилы родных. Этим и объяснялся внимание к еврейскому кладбищу в Могилеве, но до создания каталога точной информации о захоронениях у нас не было. С его появлением количество людей, приезжающих в Могилев – на родину предков, возрос. Найденные родственники принимают участие и в восстановлении надгробных памятников, оплачивают уход за ними, – рассказывает Ида Шендерович, которая несколько лет была руководителем этого проекта Могилевской еврейской общины.
По ее словам, с просьбой о помощи найти захоронение Сендерихина к создателям каталога обращались ранее, но, увы, сведений не было найдено. В 2022 году в Могилеве на еврейском кладбище работала экспедиция, в составе которой были исследователи и магистранты из различных научных центров и университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Варшавы, Стокгольма, Минска, Витебска и Бреста. Историки, антропологи, лингвисты, специализирующиеся в разных областях иудаики, помогали с каталогизацией кладбища, в том числе с переводом эпитафий на русский язык. Обработанные тексты поэтапно вносились в каталог. И, о чудо, Сендерихин. Памятник, с годами жизни и смерти этого человека практически разрушен, но его еще можно восстановить. Об этом и сообщили его потомкам.
Их реакцию привожу дословно:
«И вот сижу я вчера вечером, пишу книгу о могилевских евреях Харьковских …. Уже дело к концу идет. Муж кричит со второго этажа – спокойнее печатай, спокойнее!
И тут – пинг! – сообщение. От… Александра Литина (могилевский фотограф, составитель книги «История могилевского еврейства», волонтер, принимающий участие в проекте по созданию каталога могилевского еврейского кладбища. Прим. автора) . Приведу его целиком, оно исключительно информативное.
«Добрый вечер, Елена!
Сейчас пытаемся доделать каталог еврейского кладбища, который начали прошлым летом ребята из Сэфера.
Заношу в таблицу надписи на памятниках на русском.
И вот:….».
Ниже следовали три фото поваленного и раскуроченного надгробия с инвентарным номером.
На последнем было вырезанное в камне имя – Сендерихин П.М.
Я сразу полезла в свой архив, и через пару минут на экране ноутбука появился тот самый снимок. Сомнений быть не могло – это была та самая могила. Покореженная, разбитая вандалами, поваленная с постамента.
Информация о найденном месте захоронения разлетелась по просторам интернета, и нашлись и другие родственники Сендерихина, которые изъявили желание принять участие в восстановлении надгробия…».
Кстати, Пейсах Сендерихин – основоположник могилевской ветви рода Сендерихиных. Об одном из них – Моисее Абрамовиче можно прочитать в книге «История могилевского еврейства» (составители Александр Литин и Ида Шендерович). Это советский ученый в области акушерства и гинекологии. Доктор медицинских наук (1942), профессор. Родился в Шклове. Автор 28 научных работ.
– В настоящее время в созданном каталоге могилевского еврейского кладбища есть информация о 750 захоронениях. Еще в работе 40 найденных эпитафий, которые необходимо перевести на русский и внести в созданный каталог, – рассказала о финальном этапе проекта Ида Шендерович.