У ребенка настоящая брендовая зависимость. Что делать? Комментирует психолог

992
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото титула: Pixaby.com
Почему наши дети все чаще выстраивают свои потребности ориентируясь не на собственные желания, а на рекламные ролики? Как объяснить им, что бренд – это зачастую просто яркий «фантик» и глупо ему поклоняться? Разбираемся со специалистом.

«Ребенку всего девять, а я только и слышу от него: это модно, то не модно и не «брендовое». У нас в семье никогда не ставили на первый план, что на ярлычке написано, всегда ориентировались на удобство, красоту, качество. Откуда это преклонение перед брендами у сына, понять не могу. И ведь это просто эпидемия какая-то! Соседка работает в одном из сэкондов, рассказывает, что молодежь выбирает одежду глядя не на фасон или расцветку – только на бренд. Откуда это преклонение перед «фирмой», мы же не дикари, чтобы ориентироваться исключительно на яркий фантик? (Мария).

Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы
Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы

На вопрос читательницы отвечает психолог Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:

– Мало ли, что ставили или не ставили на первый план в вашей семье. А реклама? А блогеры? ТикТок и прочие соцсети? И везде, где открыто, где исподволь идет внушение стереотипов: «модно-немодно», «престижно-непрестижно». А если учитывать, что главной целью рекламы как раз-то и является манипулирование сознанием, мотивация человека на покупку, то стоит ли удивляться тому, что ваш ребенок идет у нее «на поводу»? Тем более, что дети и подростки вообще являются самой внушаемой и перспективной категорией потребителей, и производители, как и специалисты по рекламе, никогда не упускают этого из виду. Попробуйте попросить подростка объяснить, чем вещь брендовая лучше не обозначенной «громким» логотипом»: в девяти из десяти случаев он не сможет этого сделать. И на первое место поставит достаточно примитивное: «Потому что это престижно».

А родители не могут устоять, если ребенок жалуется, что «весь класс смеется, потому что у меня телефон не модный», или просто смертельно устают от его истерик и нытья. И покупают ему то, что он хочет. Несмотря на то, что предыдущему «мобильнику» от роду всего полгода!

Да что там дети, если даже мы, взрослые, нередко грешим такой же привязанностью к «брендам». Разве вам не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда продавец предлагает вам какой-то товар, а вы говорите: «Он действительно хороший? Что-то я про такую фирму не слышал…» Или покупаете на рынке (!) сумочку с логотипом известной фирмы, хотя в принципе точно знаете, что она столько стоить по определению не может, но товарный знак завораживает…

А все потому, что многократное повторение рекламного ролика способствует закреплению в сознании и памяти любого человека некоего ассоциативного ряда, который должен быть обязательно связан с брендом и логотипом определенной компании. И впоследствии человек чаще всего и сам не очень понимает, почему он стал думать именно так, почему одной покупке предпочел другую.

Можно ли с этим бороться? Бороться – нет, а вот попытаться объяснить можно.

  • Для детей до 4-5 лет стоит максимально ограничивать рекламу: выключить на сайтах или загружать мультфильмы, ограничить телевидение, не оставлять гаджеты детям, чтобы они не переключали свободно на другое видео. В этом возрасте важно защитить зрительный канал восприятия информации, а именно – убрать яркие изображения в динамике, ведь мозг детей дошкольного возраста впитывает их, как губка. То есть на баннеры или рекламные фото в журнале в этом возрасте дети не обращают внимания, а вот на Деда Мороза с кока-колой или динозавра с йогуртом внимание обратят обязательно и запомнят надолго.
  • Лучший способ приучить ребенка 6-10 лет критически мыслить – это эксперимент. Не пожалейте денег, купите разрекламированный стиральный порошок и предложите ребенку вместе проверить, исчезнут ли после стирки в нем с одежды абсолютно все пятна. Или же приобретите несколько моющих средств и устройте вместе с детьми «марафон» с грязной посудой. Во-первых, это весело, во-вторых, может заставить ребенка начать сомневаться в том, всегда ли реклама правдива.
  • Если избежать просмотра рекламы не удается, предложите сыну или дочке игру: кто больше найдет в рекламном ролике несоответствия жизни? К примеру, в кадре мальчик, который съел батончик и стал суперменом. Предложите сынишке купить такой же батончик, серьезно объяснив, что хотите, чтобы он тоже научился летать. В подавляющем большинстве случаев ваш ребенок вас же на смех и поднимет: «Ты что, всерьез думаешь, что после шоколадки у меня вырастут крылья?»
  • Если ребенку больше 10 лет, расскажите ему о том, как быстро развиваются такие технологии, как мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры, как быстро они устаревают и появляются новые. Поясните, что сложные мобильные механизмы нужны тем людям, которые пользуются всеми их функциями в работе, в жизни. Когда вашему ребенку потребуются все эти функции, у него обязательно будет новый мобильный телефон.
  • Если ребенок хочет тот или иной товар только из-за того, что он есть у всех, то нужно попытаться объяснить ему, что каждый человек индивидуален и у него свои потребности. Разве не глупо покупать то, что тебе не нужно только потому, что это есть у других?
  • Ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов стремление детей, и особенно подростков, быть «в струе». И если дочка просит зеленые в горошек джинсы потому, что они уже есть у всех ее подруг, покупайте. Но если она скажет, что должны быть не просто модные штаны, а штаны определенного бренда, смело отказывайте в этом. Спокойно объяснив, что одно дело желать вещь, отсутствие которой может сделать ее «белой вороной» в детском коллективе, совсем другое – желать престижа, самоутверждения за счет «лейблов» и родительских денег.
  • Но имейте ввиду, если вы сами то и дело произносите фразы типа: «Говорила тебе, что нужно было покупать блендер «Bosch», а этот непонятно какой…», или «Смотри, новую зубную пасту рекламируют, нужно купить, попробовать…» – ребенок тоже будет ориентироваться не на здравый смысл, а на «бренды» и «логотипы».