«С глухими я открыл для себя новую режиссуру». Памяти могилевского актера, режиссера, клоуна, перформера Жана Мельникова. Часть 2

1418
Елена НИКОЛАЕВА. Фото из архива Жана МЕЛЬНИКОВА
История могилевской клоунады и уличного движения. Часть 2

Продолжаем нашу историю могилевской клоунады глазами одного из ее ярких представителей – Жана (Евгения) Мельникова, которого многие знали как актера, режиссера могилевского театра глухих «Шестое чувство», клоуна, перформера, организатора уличного движения в авангардных тусовках Могилева, Минска и Санкт-Петербурга.

Жана не стало 12 июня 2015 года. Наш разговор с ним состоялся, когда он уже находился в больнице и знал, что осталось немного…

Жан Мельников: «Придем к победе клоунизма!» История могилевской клоунады и уличного движения. Часть 1.

Жан Мельников.
Жан Мельников.

Театр-студия глухих «Шестое чувство»

В театре глухих «Шестое чувство» Жан Мельников работал с весны 2010 года. Спустя почти десятилетие интересно посмотреть и вспомнить ту могилевскую жизнь сегодня. Вот что Жан рассказывал об этом времени:

– Я собирался сделать спектакль на одного себя и уехать в Европу. Нужно было найти место, где мог бы репетировать. В итоге решил обратиться в Дом культуры при заводе «Метиз». Там работают люди с нарушением слуха. Денег платить за аренду у меня не было, единственное, что мог предложить, – поделиться тем, чем обладаю: научить артистов пантомиме и клоунаде.

Ребята приняли меня сразу, потому что я пришел к ним с открытой душой. Глухие, пусть они и взрослые, на самом деле, как дети. Но с другой стороны, именно поэтому с ними легче работать: они не настолько социализированы, как слышащие, и не обременены таким количеством ненужной информации. Образ жизни ведут семейный: почти все живут в общежитии рядом с ДК. И мы с женой после репетиции часто отправлялись к ним, собирались на кухне и разговаривали. Очень сроднились с ребятами, хотя слышащих они в основном сторонятся. Сказали нам как-то: «Вы, хоть и слышащие, но такие же, как мы». Вообще глухие иногда друг дуга не понимают, не то, что слышащего человека. На все смотрят через свою призму восприятия.

Театр глухих «Шестое чувство» (Могилев). Спектакль «Жизнь прекрасна».
Театр глухих «Шестое чувство» (Могилев). Спектакль «Жизнь прекрасна».

С глухими я открыл для себя новую режиссуру: просто наблюдал за ребятами и старался исходить из особенностей артистов. Научился этому у моего друга – хореографа Славы Игнатьева. Один из главных методов его работы – когда нет выполнения трюка, нет принципа «але-ап», а есть свободное движение в пространстве. Люди после его уроков движутся фантастически пластично, но происходит это подсознательно. Я старался идти с моими артистами той же тропой: через естество, через их мир. На основе такого «свободного движения» с театром «Шестое чувство» мы поставили пластический спектакль «Помощь свыше».

Мне всегда хотелось не только рассмешить людей, но и сказать им о важном. Я сам ставил клоунские номера на философско-духовные темы, а со временем задумал полноценную постановку.

Наш первый спектакль «Жизнь прекрасна» создавался специально под глухих: он в основном построен на пластике и пантомиме. Это спектакль о любви, доброте, смысле жизни, милосердии. О том, что не все в жизни так скверно, как нам иногда кажется. И если внимательно приглядеться, вы поймете, что жизнь прекрасна.

Весь спектакль «Жизнь прекрасна» без перерыва звучит разнообразная музыка, чтобы слышащим тоже было интересно. Но я никак не думал, что подбирал фонограммы и для наших глухих ребят. Однажды они подошли ко мне и заявили, что начали «слышать» музыку, что она разная по ритму и характеру.

Жан Мельников и театр-студия «Шестое чувство» (Могилев).
Жан Мельников и театр-студия «Шестое чувство» (Могилев).

Глухие актеры в гостях у «Лицедеев»

– «Жизнь прекрасна» мы показали в Беларуси и в России. Первым делом поехали в мой любимый Санкт-Петербург. Съездили в гости к друзьям и соратникам в художественную мастерскую «3/14», поучаствовали в шоу «Зоолёт» в городе Пушкине и в фестивале уличных театров в «Елагин-парке».

Первая поездка в Петербург для ребят была шоковой: они до этого никуда не выезжали, тем более в Питер. А тут столько всего! Конечно, ребята мечтали познакомиться с театром клоунады «Лицедеи». Я позвонил Анвару Либабову, одному из ведущих лицедейцев. Анвар предложил нам приехать на спектакль. Но получилось, что мы задержались в метро и опоздали. И каково было наше удивление, когда увидели, что «Лицедеи» не начинали спектакль – ждали нас! Вообще клоуны к глухим артистам относятся очень трепетно. Тем более у «Лицедеев» когда-то были свои глухие актеры. Поэтому успех в общении у нас уже был обеспечен.

Там же в Петербурге вместе с «Елагин парком» мы задумали провести фестиваль уличных театров. «Парк» дал добро, ребята из мастерской «3/14» сделали разработку, и мы поехали в Петербург снова. Потом были Ярославль, Тула, Выкса, Минск...

Жан Мельников, 50-летний юбилей (Могилев).
Жан Мельников, 50-летний юбилей (Могилев).

Как-то раз я пообещал, что спектакль «Жизнь прекрасна» мы сыграем на сцене нашего драматического театра. А я если что-то затеял, то серьезно отношусь к этому вопросу. Мы устроили в городе маленький фестиваль невербального искусства: арендовали театр, пригласили друзей из Санкт-Петербурга – «Театр, имени которого называть нельзя», из Минска приехал с выступлением и мастер-классами Слава Иноземцев, выступила «Артель комедиантов». А в конце фестиваля наши ребята показали спектакль «Жизнь прекрасна». В драмтеатре был почти аншлаг.

За эти годы с театром «Шестое чувство» мы также поставили спектакли «Прогулка для недушевно больных» и «Ирония любви». А сейчас собираемся работать над спектаклем «Красный день календаря» обо всех праздниках в календаре. Это будет постановка об умении человека создавать себе праздник каждый день, о превращении обыденной жизни в карнавал событий... Ведь жизнь – это не то, что с тобой происходит, а то, как ты к этому относишься.

Фестиваль уличного искусства. Арт-проект «Вместе» (Могилев).
Фестиваль уличного искусства. Арт-проект «Вместе» (Могилев).

Клоуны среди нас

– Несколько лет назад с режиссером ярославского театра «Дети улиц» Мариной Акишиной мы затеяли серию уличных фестивалей по Беларуси. Собрали в Минске инициативную молодежь и сказали:

– Ребята, в вашем городе скоро пройдет фестиваль уличных театров.

Они спросили: – Когда?

Мы ответили: – Когда организуете, тогда и пройдет.

Дали им общую форму организации, показали направление, куда двигаться. И вот фестивали уже прошли в Минске, Гродно, Витебске… Появилось много людей, которые хотели бы проявить себя, показать свое необычное творчество. Движение стало разрастаться.

Когда я загорелся идеей сделать фестиваль в нашем городе, поначалу у меня не складывалось с организацией. Но как-то мне предложили поработать с молодежью, только начинающей осваивать уличное искусство. Так организовался арт-проект «Вместе». А в 2014-м году в сквере драмтеатра мы провели первый фестиваль: приезжали «Дети улиц» из Ярославля, артисты из Тулы, минские ребята.

Хотелось бы, чтобы уличное движение в нашем городе не затихало, а ширилось, ведь оно привносит в наши скучные будничные дни праздник и помогает людям посмотреть на мир другими глазами.

Фестиваль уличного искусства. Арт-проект «Вместе» «Могилев.
Фестиваль уличного искусства. Арт-проект «Вместе» «Могилев.

Искусство перевоплощения

– Классика уличного искусства – это когда в действе могут поучаствовать и проявить себя прохожие люди. У меня есть спектакль, который я сделал на одного себя: «Этот безумно разумный мир». Я – художник – стою в центре круга (зрителей), и рисую из людей картины о жизни, любви, взаимоотношениях, об агрессии, о человеческих порывах, страстях... Люди сами это играют – я им только немножко помогаю. Ведь актерские способности в некоторой степени – условность. Все мы немного актеры, а жизнь – театр, и каждый день мы играем по нескольку ролей.

Для меня улица – место, где я могу разговаривать с людьми откровенно. Но это возможность не просто разговаривать, а донести до зрителя мысль, которая беспокоит меня как человека. Я люблю синтез. Когда стирается грань между актером и человеком, когда ты не изображаешь из себя героя, когда ты такой, какой ты есть на самом деле. Если делить на эти категории: артист, комедиант, клоун, творческий деятель, то я уже ушел от этих разграничений – все для меня слилось в одно целое. Это образ жизни. Я в любой момент могу остановиться на улице, перевоплотиться в какого-либо героя и начать общаться с незнакомыми людьми, если вижу назревшую ситуацию или есть внутренняя потребность. Вначале люди, конечно, не понимают, что происходит, потому что в последнее время такие перевоплощения случаются все чаще без дополнительной атрибутики: без костюма, без грима. Обыкновенный человек и вдруг разыгрывает ситуацию.

Жан Мельников в роли Ленина.
Жан Мельников в роли Ленина.

В Могилеве я иногда хожу в костюме Ленина по городу. Люди узнают, завязывается общение, дружеские перепалки с анекдотами. Был один чудак, который на полном серьезе говорил, что вот, дескать, из-за тебя произошла революция, это ты во всем виноват. Я, конечно, всегда свожу все в шутку. Говорю ему: «Конечно, легко обвинять одного человека, а я же был не один, нас целая команда была. И главное – куда смотрел народ?»

Однажды в образе Ленина я шел по Ленинской улице с моим племянником, изображавшим Феликса Эдмундовича Дзержинского. Гремела музыка... Какая-то женщина на негативе начала высказывать музыкантам, что не очень хорошо шуметь на улице, мешать пожилым людям. Я затеял беседу с ней. Мы мило поговорили, расстались друзьями. Оказывается, женщине просто необходимо было общение. Когда мы с ней начали говорить о жизни, о молодости, она забыла свои претензии. Человеку иногда может быть необходима просто дружественная беседа, и неважно, что это будет чужой человек.

Жан Мельников и Рустам Османов.
Жан Мельников и Рустам Османов.

Послесловие

– Я работал в разных театрах, в разных городах, на разных мероприятиях. И часто сталкивался с тем, что люди не говорят правду. Мне очень не нравится, когда актеры выходят на площадку, играют для детей спектакль о радости, добре, милосердии, а после напиваются и бьют друг другу физиономии. Мне всегда хотелось, чтобы я был на площадке такой же, как и в жизни. Я к этому долго шел и, думаю, добился насколько смог. Мои ребята не дадут соврать.

Если человек понимает и знает, что вся жизнь строится на любви, для него многие вопросы отпадают. Но что сейчас люди поднимают под словом любовь? Сейчас для многих это синоним наслаждения и удовлетворения своих желаний. А любовь – это другое. Это не страстное чувство, а умиротворенное, когда ты ощущаешь единство со всем происходящим в жизни. И Господь нам помогает – постоянно посылает примеры, чтобы мы могли хоть чуточку представить, как устроен мир. Чтобы мы не ковырялись в нем, не резали его на составные части. Посмотрите на цветущую яблоню – в ней столько всего написано! Все простое – гениально. И усложненный мир, который нам преподносится, только помеха человеку, отвлечение от главного.

Помните, как у Сент-Экзюпери? «Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Главное, кто мы, и для чего мы, и во имя чего все это затеяно. Я не могу ответить на эти вопросы, но могу только подвести людей к ним. Что я и пытаюсь делать в качестве режиссера и актера.

Жан мельников. 50-летний юбилей.
Жан мельников. 50-летний юбилей.
Жан Мельников.
Жан Мельников.