«Получаю от 5 тысяч российских рублей в день». Как работается частной няне в богатых семьях

1989
Саша ДАРИЧ. Фото: pixabay.com.
Больше двадцати лет Ирина работает частной няней в Беларуси и России. Она смотрела за грудничками, детсадовцами и школьниками. За одними годами, за другими – всего лишь две недели. Привязывалась к воспитанникам и оставалась равнодушной.

Исполнять обязанности мамы

– Няней я устроилась на работу сразу после школы, когда провалила экзамены в вуз, – рассказывает женщина. – Такая работа не казалась мне сверхсложной, так как до этого я активно помогала родителям растить двух младших сестер и брата. Постоянное место нашла не сразу. Бывали случаи, когда увольняться приходилось в первый же день. Помню, мама годовалой девочки, с которой мы договорились, что в мои обязанности будет входить только присмотр за ребенком, с порога заявила, что не успела приготовить дочери обед и стала мне объяснять, где лежат продукты.

«Мы договорились, что в мои обязанности будет входить только присмотр за ребенком, но мама с порога заявила, что не успела приготовить обед и стала объяснять, где лежат
«Мы договорились, что в мои обязанности будет входить только присмотр за ребенком, но мама с порога заявила, что не успела приготовить обед и стала объяснять, где лежат продукты».

Три месяца Ирина ходила на несколько часов в день к двум семьям, когда мамам нужно было заняться своими делами. А потом узнала, что в Минске есть фирма, которая набирает нянь. Так по картотеке ее выбрала мама-одиночка Кристина. Ее четырехлетней дочке требовалась новая няня. Ирина поехала в Минск, остановилась у родственницы:

– Кристина работала по сложному для каждой мамы графику: день, ночь, два дня дома. Такой же график предлагался и мне – исполнять обязанности мамы, пока та на работе: гулять с ребенком, заниматься с ним, подогреть еду и накормить. Зарплата по меркам 2000 года была хорошей – 100 долларов. Материально семье помогал бывший муж Кристины.

Маленькая Наташа меня сразу приняла, позвала играть с куклами. Параллельно в свободные дни я подрабатывала ночной сиделкой у пожилой женщины. Естественно, приезжая утром к малышке, была сонная. Кристина относилась с пониманием. Приехав утром, я кормила ребенка завтраком, читала книжку, а потом давала какое-нибудь увлекательное занятие и могла лечь поспать два часа. Когда девочка училась во втором классе, ее маме поменяли график работы, и в няне они больше не нуждались. Но мы дружим до сих пор, я стала крестной мамой Наташи.

Мама на пять минут

Через три года Ира поехала работать няней в очень состоятельную московскую семью к 11-месячной малышке Соне, на зарплату в 600 долларов. Половину месяца работала, потом уезжала домой, а ее сменяла вторая няня. Так наша героиня проработала пять лет.

Изначально в обязанности входил только уход за ребенком – купать, переодевать, развлекать, кормить свежеприготовленным завтраком, обедом и ужином.

Няня часто становится ребенку ближе, чем мама.
Няня часто становится ребенку ближе, чем мама.

– Жить нужно было в одной комнате с Соней, – вспоминает Ирина. – Родители, занятые собственным бизнесом, к нам заглядывали редко, только поцеловать дочку перед сном. Первое слово, которое произнес ребенок, было не мама, а «Ия», так Соня выговаривала мое имя. Только потом она сказала «мама», и это «мама» было адресовано мне и второй няне. А что удивляться? Родную маму она видела пять минут в день. Мама ревновала, конечно, а мы каждый раз втолковывали бедной малышке, что именно она главный человек в ее жизни. Но мама вела себя, на мой взгляд, неправильно, и делала все возможное, чтобы оттолкнуть от себя дочь. Почему-то она хотела, чтобы по вечерам, когда она приходила с работы, ребенок бежал сломя голову и ее обнимал. Но у Сони такого желания не было! Тогда мама шла в комнату с претензиями, отвлекала дочку от игры и порой доводила до слез. Даже в выходной день мама не занималась с дочкой, начинала утро с тренажеров, потом ехала к косметологу. Только к трем годам она стала читать ребенку сказки на ночь – и то психолог надоумил.

Обязанностей у няни с каждым днем становилось больше – стирать и утюжить детские вещи, перемывать гору посуды после прихода гостей. Зарплата, кстати, росла, и через несколько лет доползла до тысячи долларов.

Работа с семи утра до двух ночи

– Но не думайте, что это были легкие деньги, – улыбается Ирина. – У Сониной семьи была вилла на испанском побережье, где мы проводили все лето. Мама с папой прилетали на 5-7 дней и улетали обратно, а мы, няни, по очереди жили там с ребенком. В качестве смотрителя с нами оставалась бабушка Сони, приходили повар и домработница.

За год Ирина вместе с семье, в которой работала, посещала минимум три страны.
За год Ирина вместе с семье, в которой работала, посещала минимум три страны.

Испанский отпуск превращался для Иры в противоположное тому, что мы понимаем под словом «каникулы». Когда семья была в сборе, каждый вечер приезжали гости, после которых нужно было все убирать вместо приходящей домработницы. Ирина редко ложилась спать раньше двух часов ночи, а вставать приходилось в семь утра. Однажды вторая няня серьезно заболела и не смогла прилететь на смену. По такому графику пришлось работать полтора месяца без выходных.

– Много времени мы с Соней проводили на детской площадке, и я раззнакомилась с другими русскоговорящими нянями, – вспоминает Ира. – Все рассказывали разные истории, и я поняла, что мое положение хоть и не было лучшим, но и в худших не числилось. Одни «хозяева» во время путешествий своих нянь отправляли в «эконом-классе», а сами летели в «бизнес». Мои во всех путешествиях (а за год мы посещали минимум три страны) брали меня с собой в «бизнес». Зато некоторым обязательно давали хоть один выходной в неделю, не нагружая никакими обязанностями, кроме ребенка. И работодательница даже интересовалась, что няня предпочитает сегодня на ужин! При этом за день платили 100 евро. Я в «испанский период» получала в три раза меньше при несоизмеримой нагрузке. К слову, труд приходящей уборщицы и повара моей хозяйкой оценивался в 15–17 евро в час. Но надо отдать ей должное – на все праздники она дарила мне хорошие подарки или давала премию. А если мой день рождения отмечался в поездке, то мы все шли в ресторан и шеф-повар выносил для меня именной торт.

Няню выбирают по видеоанкете

Последние несколько лет Ира работает в России вахтовым методом – две недели через две. Ее средняя зарплата 7 тысяч российских рублей за сутки. По словам нашей героини, зарплата варьируется от 5 до 10 тысяч, все зависит от возраста ребенка и обязанностей. Время картотек прошло, сейчас нянь выбирают по видеоанкете. Можно устроиться на работу через агентство, но придется отдать половину первой зарплаты, или искать самой на сайте, например, «Помогатель.ру».

– Работодатели встречаются как доброжелательные, так и не очень, – делится женщина. – Некоторые относятся как к обслуге: мол, мы тебе платим деньги, поэтому делай так-то и так-то, а свое мнение засунь куда-нибудь подальше. Порой поражает скупость. В одной семье нянь, а нас было четверо – по одной на каждого ребенка – кормили только той едой, которая была предназначена на выброс. В другой хозяйка выкидывала в мусорку сумочки за три тысячи долларов и брендовую одежду, которую надевала всего несколько раз, но экономила на домработнице, сваливая ее обязанности на меня.

Наблюдая за своими работодателями и их друзьями, я пришла к выводу, что детям в очень богатых семьях уделяют мало внимания и часто пытаются просто купить. Они завалены игрушками и вещами. У Сони не было ни одной маечки дешевле 100 долларов, не преувеличиваю. Огромный шкаф одежды! При этом некоторые вещи надевались всего раз или не надевались вообще.

Ирина пришла к выводу, что детям в очень богатых семьях уделяют мало внимания.
Ирина пришла к выводу, что детям в очень богатых семьях уделяют мало внимания.

Есть еще крайность, когда родители хотят сделать из ребенка гения и хвастаться им, как дрессированной обезьянкой. Я работала в семье четырехлетней девочки Евы, у которой не было ни получаса в день на игры, только учеба – английский и китайский с носителями языка, бесконечные стихи наизусть и математические задачи со мной. Даже в машине нельзя было ехать молча, родители требовали заниматься. В конце дня я обязательно записывала видеоотчет наших успехов маме. Да, Ева в четыре года умела писать по-английски лучше, чем по-русски, ела столовыми приборами и могла прочитать наизусть огромные стихотворения. Но это был абсолютно несчастный ребенок. Дольше двух недель я проработать в этой семье не смогла, а потом дома еще три дня отходила от давящей атмосферы.

Запрет на объятия

Некоторые работодатели перед устройством на работу просят подписать контракт, где отдельным пунктом стоит запрет на объятия и поцелуи ребенка:

– То есть родители заранее опасаются, что дети будут больше привязаны к няне, чем к ним, – объясняет Ирина. – Но иначе быть не может. Все бессонные ночи с ребенком проводит няня. Когда он болеет, когда у него высокая температура и режутся зубки. Няня слышит его первые слова и видит первые шаги. Просыпаясь, он первой видит няню и целует и обнимает ее, а не маму.

«Родители заранее опасаются, что дети будут больше привязаны к няне, чем к ним».
«Родители заранее опасаются, что дети будут больше привязаны к няне, чем к ним».

Не надо думать, что ребенок, пока мал, не все понимает. Даже если это и так, он все равно чувствует отношение к себе, и подарками его не купишь. Знаете, какая у Сони игрушка стала любимой? Зайчик, которого мы вместе сшили из нескольких платочков. А ведь у нее был целый батальон кукол, и всех их Соня называла только Ирами.

Когда Соне было шесть лет, ее семья переехала в другую страну. Перед отъездом, чтобы «смягчить» удар, Сонины родители запретили мне любые тактильные контакты с ребенком. Я больше не гладила ее по спинке, когда укладывала спать, даже не читала книг. Мне оставили только механическую работу – постирать, приготовить поесть, отвезти в кружки. Страдали мы обе. Больше я старалась не привязываться к чужим детям, да и не работала так долго с одним ребенком.

"Ты не можешь воспитывать ребенка так, как считаешь нужным, потому что у него есть родители и платят они тебе не за это".
"Ты не можешь воспитывать ребенка так, как считаешь нужным, потому что у него есть родители и платят они тебе не за это".

Проверка на полиграфе и беседа с психологом

Требования к няням с каждым годом растет, говорит Ирина. Сначала надо, чтобы потенциального работодателя устроила видеоанкета, затем многие хотят, чтобы няня прошла проверку на полиграфе, а потом еще и побеседовала с психологом. Только после этого происходит личная встреча.

– Самый популярный возраст няни – 40-45 лет, чтобы и не очень молодая, но еще бодрая, – смеется Ира. – Некоторые в требованиях прописывают, что няня нужна приятной внешности и без лишнего веса.

"Часто дети растут избалованными, и если видят, что родители относятся к няне с пренебрежением, то берут с них пример".
"Часто дети растут избалованными, и если видят, что родители относятся к няне с пренебрежением, то берут с них пример".

Как и у любой работы, у работы няней есть плюсы и минусы. В плюсы Ирина записывает высокую заработную плату и возможность посмотреть мир.

– Если работодатели на твоем жизненном пути попались хорошие, то даже спустя время, когда вырастает ребенок и ты уходишь из семьи, отношения поддерживаются. Когда у меня случалась какая-нибудь чрезвычайная ситуация либо беда, я могла обратиться к этим людям. Делала это неоднократно, они помогали.

Конечно, есть и минусы. Ты не можешь воспитывать ребенка так, как считаешь нужным, потому что у него есть родители и платят они тебе не за это. Чаще всего дети растут избалованными, и если видят, что родители относятся к няне с пренебрежением, то берут с них пример. Ты не живешь своей жизнью, не бываешь праздниках в кругу семьи, не можешь быть рядом с близкими, когда они в этом нуждаются – тебе заплатили деньги и надо их отработать. Если попадаешь в неадекватную семью, могут и стакан воды в лицо вылить или швырнуть какую-то вещь. Могут взять на работу и сказать, что будешь смотреть только за ребенком, а потом оказывается, что надо и готовить на всю семью. У меня так раз было на Рублевке. Ну и надо привыкнуть работать под прицелами камер. В некоторых домах они есть даже в туалете.