По словам ремесленницы, таких «вздыхателей» по хендмейду в Могилеве много. Изделия из валяной шерсти людям нравятся: уютные, теплые, красивые, сделаны с душой, но покупать могилевчане не торопятся. Видимо, у тех, кто ценит ручной труд, лишние деньги водятся не всегда. А у кого они есть, покупают брендовую одежду и аксессуары, а не работы местных мастеров.
Мне захотелось, чтобы теплые работы Маргариты увидело побольше людей. Пришла домой, набрала ее по телефону. В итоге поговорили про все сразу: и про ремесло, и про то, как сейчас живется ремесленнику.
«Ремесло редкое, но в плане реализации овчинка выделки не стоит»
Маргарита Васильева по профессии художник-оформитель, много лет проработала на могилевских предприятиях, рисуя наглядную агитацию. Когда на смену людям пришла компьютерная техника, профессия стала не столь актуальна. Чтобы заработать на хлеб насущный, пришлось перепрофилироваться и на время позабыть про любимое дело лет на десять.
В 2016 году Маргарита решила вернуться к творческой работе, близкой художнику – занялась изготовлением изделий из папье-маше и стала ремесленницей.
Специально прошла курсы по написанию бизнес-плана, получила от государства субсидию, на которую закупила необходимые материалы: акриловые краски, бумагу, клей. И принялась за работу.
– Деньги давались безвозмездно, – рассказывает Маргарита. – На начальном этапе для меня это была большая помощь, ведь акриловые краски стоят недешево. Но за каждую потраченную копейку нужно было дать отчет. Поскольку материалы я закупила по всем правилам, то ничто не мешало начать свое дело. Из папье-маше лепила декоративные вазы, сказочные домики, елочные и другие игрушки… Все расписывалось красками.
Папье-маше – довольно длительный и трудоемкий процесс, но труд ремесленницы, по ее словам, не окупался. Часто приходилось отдавать работы за копейки. «Редкое ремесло, но в плане реализации овчинка выделки не стоит», – призналась мастерица. Люди не понимают или не хотят понимать, чем изделия ручной работы отличаются от масс-маркета и сколько времени уходит на создание изделий из того же папье-маше.
К примеру, ваза делается около пяти дней. Сначала заготавливается масса, похожая на глину, потом она просушивается, потом уже лепится изделие, сушится и в конце концов расписывается. Но продать его, по словам Маргариты, было очень сложно, по крайней мере, на улицах Могилева. А по-другому женщина изделия не продает, своей группы в соцсетях у нее нет – некогда возиться, работы и без того хватает.
Правда, однажды она возила продукцию в Гомель на ярмарку – гомельчане разбирали изделия из папье-маше неплохо. Но часто выезжать куда-то слишком дорого. За участие в ярмарке, рабочее место, где ты будешь продавать, нужно заплатить. При этом никто не гарантирует, что твой товар купят.
– Можно съездить, вложить деньги, день или два промучиться, а не отбить даже дорогу, – говорит Маргарита. – По-разному бывает. Есть ремесленники, продукция которых не требует много времени для изготовления, но покупают ее лучше. Мне же, чтобы сделать одну работу, нужно провозиться как минимум три-четыре дня, а на панно (имеется в виду из валяной шерсти) уходит и вся неделя. Чтобы создать много изделий и разъезжать с ними по другим городам, нужно сначала очень много и долго потрудиться. Поэтому я продаю товар в основном по Могилеву с нашим сообществом «Магiлеўскiя майстры».
Весной и летом могилевские мастера стоят на улицах города три дня в неделю. В этом месяце с четверга по субботу их можно найти у ТЦ «Алиса». В целом выходит 12 дней в месяц для продаж, остальное время ремесленница работает дома.
Прототипы игрушечных котов вполне реальные
Последние два года Маргарита увлеклась изделиями из валяной шерсти. Процесс не менее трудоемкий, чем папье-маше. На маленькую игрушку у мастерицы уходит два дня работы, на кота побольше – в среднем четыре дня, а на панно – семь дней.
– Все упирается во время, – признается Маргарита. – Работаешь, по сути, без выходных. А есть еще какие-то домашние обязанности. У меня живут дома вполне реальные пять котов, которые хотят кушать каждый день. Все подобранные, обиженные людьми. Живем с мужем и хвостатой живностью в двухкомнатной квартире, где коты чувствуют себя полноправными хозяевами. Кстати, первое, что мне удалось сделать из валяной шерсти – это игрушечных котеек. Каждый со своим характером выходит. Я умею делать разных животных, но коты словно сами просятся в жизнь, когда берусь за шерсть. Возможно, это домашние усатые прототипы так влияют. Но игрушечные котейки нравятся и покупателям.
– Работа с шерстью для меня – очень уютный процесс, завораживающий, – продолжает ремесленница. – Возможно, именно благодаря тому, что с ней связано воспоминание о детстве.
Выросла женщина в деревне, а ее дед сам валял валенки.
– Помню себя лет с пяти, как я сидела рядом с дедом и наблюдала за его работой, – вспоминает Маргарита. – Так что когда-то я уже видела процесс валяния от начала и до конца. Раскладка изделия занимает пространство гораздо большее, чем выходит сама вещь. В детстве все думала: что у меня дед за волшебник? Огромные валенки превращает в маленькие, по размеру ноги.
Дедушки уже давно нет. Он был мастер на все руки, и Маргарита от него многому научилась. Многое умеет делать своими руками, даже плитку дома выложила сама. Прошло столько лет, и вот она взялась за дедушкино ремесло. Из шерсти Маргарита создает не только игрушки, но и делает береты, шарфы и различные аксессуары.
На мой вопрос, создает ли она другую одежду из шерсти, мастерица отвечает:
– Если нет заказчика, нет смысла создавать одежду из валяной шерсти. Стоит она дорого – не каждый может себе позволить. Плюс это большой физический труд. Все валяется вручную. Тяжело сделать раскладку. Чтобы создать одежду из валяной шерсти, нужно и большое пространство для работы. Мне понадобится стол шириной три метра, а у меня такой возможности просто нет.
Даже для панно 50*60 см раскладка занимает примерно полтора метра. При мокром валянии что-то может и «подползать» в рисунке. По сути, это рисование картины, только не кистью, а шерстью. Стерки нет, и нужно, чтобы с первого раза все удалось. В общем, процесс творческий, но очень кропотливый.
Нестабильный доход
Спрос на изделия из валяной шерсти, по словам Маргариты, больше, чем на изделия из папье-маше, но при этом заработки у ремесленницы все равно небольшие и доход не стабильный. Не всегда выходит даже 500 рублей в месяц. Часть заработка уходит на закупку материала. Спросила про тысячу, Маргарита ответила, что такого дохода у нее никогда не было.
– Возможно, у каждого ремесленника свои возможности реализации продукции и потому другие доходы. Я довольствуюсь тем, что у меня есть. Помогает муж, он пока работает. За квартиру заплатить и на еду нам хватает. Конечно, когда начинаются какие-то лишние растраты, приходится трудно, но в целом справляемся пока. Проблемы, из-за которых мы привыкли плакаться… К ним нужно относиться как к данности. Лишь бы было здоровье. Есть много светлых занятий, на которое можно потратить свое время, не зацикливаясь на плохом. Я вообще не понимаю, как люди могут сидеть сложа руки, не знают чем заняться и ноют, что жизнь скучна и неинтересна. Многие удивляются, когда узнают, сколько времени у меня уходит на работу. Да, в ремесле вся моя жизнь, но я занимаюсь любимым делом, во многом для души – и это важно, это дает мне смысл, опору и вдохновение. Я и любимое папье-маше не забросила. Буду возвращаться, потому что мне нравится это ремесло. Если заказчик обратится с просьбой сделать папье-маше, сделаю на заказ. Но пока полностью погружена в мир шерстяного валяния.
Сколько стоят работы Маргариты Васильевой?
- Маленькая игрушка 15 см – 30 рублей.
- Большая игрушка 32 см – 70 рублей
- Панно 50*60 – от 240 и выше в зависимости от рисунка.
- Беретки – 45-50 рублей.
- Браслеты – 20 рублей.
- Брошки – от 15 рублей.
- Ваза из папье-маше – от 30 рублей в зависимости от размера.
- Домик из папье-маше – от 90 рублей в зависимости рублей в зависимости от размера.
Связаться с мастером можно по телефону (29) 305-27-42.