Клайд мог моментом «зажечь» могилевский андеграунд

1382
Евгений БУЛОВА. Фото из альбомов могилевских любителей рок-н-ролла
В жизни каждого из нас, думаю, встречались люди, к которым не сразу удавалось сформировать определенное отношение.
Клайд Зрман (в центре с гитарой) в роли музыканта. Могилев, 1990-е годы.
Клайд Зрман (в центре с гитарой) в роли музыканта. Могилев, 1990-е годы.

Вроде, с одной стороны, человек вызывает симпатию, но недостаток общения, нехватка сведений никак не дают возможности выделить для него некий укромный уголочек в собственной душе.

Именно в душе, которая, кажется, и так уже переполнена чувствами к другим людям. А тут еще один… И ты опять проходишь мимо него, в лучшем случае кивнув в знак приветствия головой.

Или, с другой стороны, этот человек поначалу представляется не соответствующим твоему мировосприятию, не достойным внимания, что ли. И ты зачастую в суете и спешке даже не пожимаешь его протянутую руку.

Но потом вдруг, спустя какое-то время, вспоминаешь про эту руку и уже начинаешь сожалеть о своем, извините, жлобстве и в какой-то момент понимаешь, что…

Дальше я не буду упражняться в «сослагательности», у каждого из нас есть собственное продолжение на этот счет. И собственные жизненные примеры.

Скажу лишь, что все вышеперечисленное я соотнес к Саше Касабуцкому, в «миру» более известному как Клайд Эрман. Человеку, который во второй половине 1990-2000-х годов, как бы продолжая начатое еще Юрой Романовым рок-н-ролльно-фестивальное дело, в очередной раз в хорошем смысле слова «взорвал» Могилев всевозможными молодежными тусовками. Достаточно назвать только «Второй эшелон», где свои первые творческие эксперименты (пусть и далекие от совершенства) смогли осуществить многие на тот момент увлеченные музыкой молодые люди.

Юрий Романов (слева) и Клайд. Могилев, 1990-е годы.
Юрий Романов (слева) и Клайд. Могилев, 1990-е годы.

В свое время Клайд начинал музыкантом могилевской группы «Резусфактор», но постепенно полностью переключился на организацию фестивалей и концертов. Естественно, не забывая свою любимую рыбную ловлю.

Кстати, сам Юра Романов в недавнем разговоре в ряду иных отметил великолепное качество Клайда чувствовать и находить очень интересных творческих людей. Именно в первую очередь людей, а уж потом музыкантов.

Его всевозможного формата зажигательные рок-фестивали, а также созданное им вместе с товарищами молодежное творческое объединение «В тихом омуте», постоянно будоражившие город, достойны особого внимания.

Не могу не упомянуть уже свой «космос» – тусовку «семидесятников» «Не забывайте своих старых друзей!» в конце зимы 2020 года. Это было, как потом выяснилось, последнее мероприятие подобного толка в жизни Клайда – он умер через два месяца, 9 мая. Ему было 45.

Клайд в роли рулевого малость подрасхристанного автобуса могилевского рок-н-ролла. Могилев, 1990-е годы.
Клайд в роли рулевого малость подрасхристанного автобуса могилевского рок-н-ролла. Могилев, 1990-е годы.

Я и сейчас вижу его грустные глаза в первом ряду актового зала облбиблиотеки Ленина. Коварная болезнь, к сожалению, еще задолго до «финиша» наложила отпечаток на этого красивого мужчину, постоянно находившегося в творческом поиске человека.

Мне показалось, что он тогда хотел о чем-то у меня спросить, но промолчал. А я, как ведущий, замотался и не переспросил его об этом. На протяжении почти 30 лет знакомства мы часто встречались с ним вот так вот – буквально налету. Как и тогда, в библиотеке. Одним словом, я решил отложить разговор на завтра…

Клайд forever!
Клайд forever!

Ну, а сегодня напоминаю вам о том, что мы уже три года без Саши Касабуцкого. Так, увы, бывает…

Не забывайте своих старых друзей!