Свое дебютное участие в «Гастрофесте» ресторан «Мясникъ» посвятил «Дикой охоте короля Стаха» Владимира Короткевича. Но невероятной популярности у посетителей добился, скорее всего, объемом сета – его общий вес составил 3 кг еды. Повышенный интерес исключил возможность посетить ресторан во время фестиваля запросто даже в будние дни. Пришлось воспользоваться предварительным заказом, который, как оказалось, нужно было еще и заранее оплатить. К тому же лично, потому как вариант онлайн отсутствовал, что вызвало полное негодование.
Вот с таким настроением пришли в ресторан. Накрытый закусками стол уже ждал нас, но на нашем настрое сей факт не отразился. К тому же официант, сопроводив к столику, на полчаса куда-то исчез.
За это время убедились, что ажиотажа в ресторане нет, несмотря на вечер пятницы, – были заняты всего по 2-3 столика в каждом зале, а их, как минимум, три. И попробовали предложенные разнообразные соленья, заготовленные, как утверждалось в меню, по старинным рецептам: капуста с клюквой, свекла маринованная, бочковые огурцы, чеснок, в том числе в стручках, грибочки... А еще холодец и нежнейшая корейка. И даже начали нервничать, ожидая «продолжения банкета».
Появившийся после затянувшейся паузы суетливый официант предложил сразу борщ и колдуны. А дальше уже без предупреждения – утиную ножку под клюквенным соусом и огромное блюдо с горячими закусками.
«Передо мной выросла гора еды» – так описывает свою реакцию на угощение в доме шляхтича рассказчик истории – молодой этнограф Андрей Белорецкий в «Дикой охоте короля Стаха» Владимира Короткевича. Если бы классик белорусской литературы не подобрал столь емкое выражение в 60-х прошлого века, сет ресторана «Мясникъ» поспособствовал бы его рождению спустя 60 лет.
…Вот как у нас по-белорусски угощают, – хохотал хозяин, увидев мою растерянность…, – это тоже из повести Короткевича. Наверняка, и у нас была похожая реакция. Но поделиться ею было не с кем – юноша-официант повесть Короткевича не читал (в чем сам признался), поэтому «параллели» не замечал. Да и про представленные блюда мало что мог рассказать, только пояснив, что все это «задумка шеф-повара». А жаль, потому что мы так и не поняли, из чего были приготовлены некоторые горячие закуски.
Надо было возмутиться, высказать свое недовольство по этому поводу, но продолжили трапезничать мы борщом с пряной вишней. А он был так хорош! Да с чесночными пампушками! Ароматный, наваристый, насыщенный, горяченький – на душе потеплело и сразу пропало желание выяснять отношения, доказывать свою правоту…
Беседуя, сошлись во мнении, что именно поэтому так вкусно и разнообразно накрывали столы шляхтичи в 19 веке для своих гостей. Да еще и уговаривали обязательно отведать то, что подано:
–… А вот, пане, кусочек окорока дикого кабана, наперченный, огнем горит. Памятью матери заклинаю – возьмите…
Сытого и довольного гостя легко склонить на свою сторону, если была в этом надобность. Особенно после «разгонной» чарки. У Короткевича молодой этнограф сначала от нее отказывается:
– …Как это не могу? Не может только непорочная девка, да и та быстро соглашается... Э-э, братцы, нас не уважают… – отреагировал хозяин.
– …Что это? – проглотив добрый кусок окорока, спросил я.
– Го! Старку польскую знаешь, водку знаешь, хохлацкий спотыкач тоже, а нашего «трыс дивинирис» не знаешь. Это, брат, по-литовски «трижды девять», водка, на двадцати семи травах. Мы ее секрет у литовцев выведали несколько столетий тому назад. Теперь его и сами литовцы забыли, а мы еще помним. Пей на здоровьице…
И нам захотелось. В меню ресторана нашли «Старку» – для полного погружения в атмосферу конца 19 века. Атмосферы действительно не хватало, если не считать кирпичные своды помещений ресторана. Особенно раздражала Полина Гагарина, не в тему поющая на экранах нескольких телевизоров, весящих на стенах.
Помогли переключиться колдуны: нежная внешняя корочка, сочный внутри фарш, сметана и ароматная веточка укропа – и простая еда крестьянина становится изыском шляхетского стола.
К утиной ножке мы приступили, уже, когда та изрядно остыла. Но копченая паприка снивелировала вкус: нежное мясо хорошо ею пропиталось, что добавило ему пикантности.
Остальной состав сета мы просто пробовали – потому что съесть все это было невозможно: блинцы сухие с семенами тыквы и, наверное, с сыром, свиные ушки в томатном соусе, солонина кабанчика, полендвица вяленая, еще что-то в кляре…
В итоге решили все, что не съели, а не съели вдвоем даже половину сета, забрать с собой. Для того чтобы все упаковать, нам любезно предложили лоток – за 5 рублей 50 копеек. Пришлось согласиться.
И попросить десерт – мороженое под вишнево-коньячным конфитюром с шоколадом. Не знаю, ели ли такое наши предки. Если нет, им не повезло!
Может, повезет вам, и кто-то откажется от визита в ресторан «Мясникъ» во время проходящего фестиваля еды, кстати, он продлится по 7 мая. Потому как свободных мест уже нет, то есть все забронированы. Но случается, что отказываются. Телефон для бронирования: +375 (22) 271-11-71. Наш совет: одного сета хватит на 3 человека с хорошим аппетитом, в крайнем случае, можно что-то дозаказать, например, десерт, так как его объем рассчитан на одного едока. И обязательно настаивайте подавать блюда с паузами, иначе они быстро остывают.
Адрес ресторана «Мясникъ»: ул. Первомайская, 23/2 (в подвальчике на углу Первомайской и Пожарного переулка).