Не повторяется такое никогда
Да простят меня «Песняры», «Самоцветы», «Сябры», «Веселые ребята» и тому подобные, но даже самая радужная гримаса никого из участников этих ансамблей, думаю, не сравнится с улыбкой Валеры Каткова, запечатленной на этом фото (см. выше).
Возле стены какого-то затрапезного гаража – с одной стороны, рядом с давно не видевшим автомойки расхристанным автобусом – с другой… И такая полная надежды, счастья, оптимизма и, если хотите, любви улыбка лидера могилевского ВИА «Катки»! Кстати, пересекавшегося с перечисленными выше звездами отечественного вокально-инструментального жанра не только на бытовом уровне.
Думаю, сейчас Валерий Катков вряд ли сумеет повторить то далекое лучезарное движение мышцами лица. Даже для съемки, к примеру, клипа (про фильм я уже и не говорю). Время, оно ведь работает с нами похлеще любого пластического хирурга. К счастью, как-то обходя стороной душу.
«За полчаса до весны»
Столь вычурный словесный пассаж с участием ряда хорошо вам известных музыкантов нарисовалась в моем сознании после того, как я узнал о том, что в России сняли сериал «За полчаса до весны», посвященный ансамблю «Песняры», и в то же время под руку попалась эта старая фотография Каткова с друзьями. Два приятных сердцу обстоятельства примерно на одну тему. Хотя участие здесь команды Владимира Мулявина кому-то может показаться не совсем корректным.
Что тут говорить, кино об одном из самых популярных ВИА Советского Союза не может не «зацепить» так называемых «семидесятников». «Песняры» ведь всегда были для нас чем-то гораздо большим, нежели просто коллектив музыкантов, исполняющих хорошие песни.
На них ровнялись, им подражали, их пытались копировать... И не только в музыкальном отношении. Особая слава досталась «песняровским» усам, кафтанам-камзолам и даже сапогам.
Девушки мечтали завести хотя бы небольшую интрижку с приезжавшими на гастроли артистами. Лично мне приходилось не раз слышать, как некоторые дамы, наверное, не без определенных гипербол, рассказывали о своих приключениях в стиле «ля мур». При этом в качестве героев их повествований могли выступать даже не сами участники ансамбля, а, так сказать, обслуживающий персонал. Главное, чтобы это хоть как-то было связано с «Песнярами». Могилев (и его девушки) в этом отношении не стоял особняком.
«Да и сами могилевские музыканты тех лет, – рассказывает в прошлом участник ряда ансамблей нашего города Виталий Климук, – стремились быть во всем похожи на Мулявина и его товарищей. Что, в силу понятных обстоятельств, было сделать очень трудно. А в музыке – почти невозможно».
Сквозь дырки в потолке
А представляете, какой ажиотаж возникал, когда «Песняры» приезжали с концертами. Такое в брежневскую эпоху случалось частенько. Но наиболее известны три их концерта в Могилеве. Первый – в 1972 (а по мнению некоторых, в 1973) году в Доме культуры Куйбышева, когда определенная часть не доставших билетов зрителей умудрилась смотреть выступление с чердака, через решетчатое отверстие в форме звезды на потолке, где крепилась огромная люстра зрительного зала.
Виталий Климук напомнил, что он смотрел оттуда даже утреннюю репетицию, во время которой баянист ансамбля Владимир Николаев, на которого посыпался сверху песок, поднялся по пожарной лестнице к «глядачам» и отчитал их. Что, тем не менее, не помешало другим, неосведомленным безбилетникам вечером снова подняться на чердак и занять место возле «смотрового» отверстия. Говорят, на самом концерте на «Песняров» вначале полетела паутина, а потом высыпалось даже больше мусора, чем на репетиции. На помощь пришла милиция, которая и повязала чердачных зрителей.
Вторым по эпохальности был концерт в педагогическом институте в 1977 году. А в 1975 «Песняры» выступали в Могилеве в парке Горького в Летнем театре. Выйдя на перерыв, столичных музыкантов накрыла музыкальная волна игравших в нескольких десятках метров на танцплощадке «Катков».
«Ведь меня под суд отдадут…»
Кстати, в 1974 году «Гусляры» Валерия Каткова, игравшие тогда от Оренбургской (чуть было не сказал от Эдинбугской) филармонии, встретились с «Песнярами» в 1974 году в Туапсе, где какое-то время жили в одном отеле. Мулявина в гостинице не было, ему выделили отдельный особняк. Тогда вместе с Валерой бас-гитарист Слава Ажипа впервые в номере «песняра» Леонида Тышко впервые увидел его фирменную гитару «Fender Jazz Bass». И даже подержал ее в руках.
Если кому интересно, в состав возглавляемых тогда Катковым «Гусляров» входили: Аркадий Воронов, Рафик Бабаев, Йосиф Михалевич, Людмила Васильченко, Сергей Воинов, Вячеслав Ажипа, Александр Бутенко.
Там же, в Туапсе, «гусляры» и «песняры» поздно вечером совершили небольшой заплыв в море – надо же было стряхнуть за день накопленную усталость. Что, кстати, вызвало необыкновенное возмущение сторожа гостиницы, который бегал вдоль берега и буквально умолял музыкантов вернуться: «Ведь меня под суд отдадут, если с вами что-то случится!»
А возвращаясь к улыбке Валерия Каткова, отмечу, мои рефлексии в данном случае связаны всего лишь с желанием когда-нибудь тоже увидеть и фильм, но посвященный могилевским музыкантам. Ведь они, как ни крути, делали в городе погоду не один десяток лет.
Продолжение следует.