Данное понятие уходит своими корнями далеко в историю. Известное по сказкам «заточение девицы в светлице» – фактически про это же, только не в наказание, а для предотвращения ухода из дома и нежелательного замужества. А в XVII веке случился, возможно, самый знаменитый домашний арест в истории, пишет «ВБ».
В XVI веке в Европе распространились труды Николая Коперника, в которых он опровергал геоцентрическую картину мира (по которой Земля являлась центром вселенной, а остальные планеты и Солнце со звездами вращались вокруг нее) и предложил гелиоцентрическую (с вращением Земли и планет вокруг Солнца и вокруг своей оси). Римско-католическая церковь почти сто лет благосклонно относилась к такой радикальной идее – уже потому, что она была полезна для обновления календаря. Но в начале XVII церковники книгу Коперника стали запрещать, цензурировать, новую модель мироздания объявили еретической (хотя разрешали пользоваться для астрономических расчетов). В 1632 году, уже при новом Папе, Галилей выдал свою книгу «Диалог о Двух системах Мира», в которой не просто защищал, а доказывал теорию Коперника. В 1633 после многомесячного суда Галилей был признан виновным и осужден как «сильно заподозренный в ереси», что спасло ученого от костра. Папа заменил тюремное заключение на бессрочный домашний арест – «жить уединенно, ни к кому не обращаясь и никого не принимая у себя для бесед». После режим несколько смягчили, Галилей смог принимать гостей по одному – но все же он прожил остаток своей жизни (9 лет) под домашним арестом и надзором. Но работу не бросил, написав еще две научные книги.
В законодательстве Российской империи домашний арест был закреплен в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» и «Уставе уголовного судопроизводства». Применялся по усмотрению суда или административного органа к дворянам и чиновникам, обвиненным в нарушениях, влекущих краткосрочный арест. Однако порядок отбывания этого вида наказания в законе не был определен.
В советское время домашние аресты имели широкое применение. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года предусматривал домашний арест, однако в УПК РСФСР 1960 года данная мера пресечения вовсе отсутствовала.
По УК РБ домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением обязанностей и запретов, определенных прокурором или его заместителем, председателем Следственного комитета, председателем Комитета государственной безопасности либо судом. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом содержания под домашним арестом может быть лечебное учреждение.
Помимо запрета выхода из жилища полностью или в определенное время, домашний арест может сопровождаться другими запретами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:
- возложением обязанности носить при себе электронные средства контроля, а также обслуживать их работу (перечень электронных средств контроля определяется Советом Министров Республики Беларусь, а порядок их применения, ношения и обслуживания устанавливается Министерством внутренних дел);
- возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;
- установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения; и другими подобными мерами.
В постановлении о применении домашнего ареста также должны содержаться условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (места, запрещенные для посещения; данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам; лицах, с которыми запрещено общаться; способы связи со следователем или органом, осуществляющим контроль; и другое), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам следователя, органа дознания или суда.
Важно отметить, что подозреваемый или обвиняемый не могут быть ограничены в праве использования средств связи:
- для вызова скорой медицинской помощи,
- сотрудников правоохранительных органов,
- аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый должен незамедлительно проинформирать орган, осуществляющий надзор за его поведением.
При нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и запретов домашний арест может быть заменен на заключение под стражу теми же должностными лицами, которые принимали решение о назначении домашнего ареста, либо судом.
Следует отметить, что применение меры пресечения в виде домашнего ареста можно обжаловать.
Напоминаю, что своевременное обращение за оказанием юридической помощи является гарантией успеха в защите прав, свобод и законных интересов граждан. Крайне важно обратиться за оказанием юридической помощи своевременно, до совершения каких-либо действий, требующих специальных юридических познаний – это позволит предупредить негативные последствия.
__________
Об авторе: Александр Рыжков адвокат юридической консультации Бобруйска, председатель совета молодых адвокатов Могилёвской областной коллегии адвокатов, заместитель председателя совета молодых адвокатов Белорусской республиканской коллегии адвокатов.
Адвокат Рыжков в Инстаграм – @advokat_bobruisk