«Папка с вечера картошки нажарит – пока поешь, уже и на уроки бежать надо…»
– Я, как и многие другие мои сверстницы, пошла учиться в 9 лет, – вспоминает Надежда Александровна. – Война не позволила раньше. Родители меня отвели в школу в 1946 году. На тот момент не умела ни читать, ни писать. Отец – рыбак и пожарный, мамка – домохозяйка, всё время в делах: кто меня будет учить?
Надежда Федорович жила и живет на Подниколье, поэтому на занятия топала пешком – через Дебрянский спуск (раньше называлась Гвоздовка), по тропке возле горбольницы и в обход кинотеатра «Родина»… Идти добрых полчаса.
– Просыпалась в 6.30, – описывает расписание дня собеседница. – Папка с вечера картошки нажарит – пока поешь, уже и на уроки бежать надо… Подникольские подружки Зина Виноградова и Надя Звонникова уже под окнами кричат: «Надька, выходи!», такой вот компанией и шуруем.
«Учительниц было жалко – они одевались бедно»
Ходили в среднюю школу №1, по воспоминаниям нашей героини, все дети из центра Могилева: те, кто жил на Первомайской, прилегающих улицах и в переулках. Одни девочки. Преподавали, в основном, тоже женщины. Мужчина-педагог вел лишь физкультуру, Надежда Александровна не помнит его имени (кстати сказать, в ту пору школой руководили тоже женщины: Нина Михайловна Ясевич – 1946-1947 гг.; Евгения Ивановна Вигуро – 1947 – 1953 гг. – прим.авт.).
– Все те, кто работал в нашей школе, жили, в основном, там, где сейчас – Китайская стена. После войны на этом месте стояли одноэтажные домики, – делится Надежда Александровна. – Моя любимая учительница начальных классов Нина Никифоровна – фамилию, к сожалению, забыла – «обитала» на углу нынешнего стадиона «Спартак». Там тоже какие-то хатки стояли. Мы к ней в гости заглядывали, чай пили… А вообще, учительниц было жалко – они одевались бедно. Никаких украшений или косметики… Мне кажется, мы, девочки, наряжались и то богаче.
Так, тогда еще Наденька Федорович носила покупное коричневое платье и белый передник. В иные дни мама ей повязывала белые банты на косы. Школьные подружки наряжались точно так же.
«Синусы-косинусы ненавидела ух как»
– Как я уже сказала, папенька был пожарным, а еще знатным рыбаком, на Днепре часто пропадал… Потом улов мог продать, поэтому какие-никакие деньги водились. И меня с сестрой снабжал. В школе могла себе бутербродик с колбасой купить, булочку, – признается Надежда Александровна.
Хотя, как правило, ученицы носили перекусы с собой из дома. А вот карманные деньги, что выделяли нашей героине родители, она предпочитала тратить на кино. В послевоенные годы в Могилеве работали 2 кинотеатра: «Чырвоная Зорка» и «Родина».
– Мы с подружками фильмы с Любовью Орловой обожали. Индийское кино часто крутили… А вот, если двойку отгребала, «снабжения» меня лишали. Отец, помню, ругал: «Надька, ну как тебе не стыдно? Не могла урок выучить?». Дневник часто проверял. Училась средне, синусы-косинусы ненавидела ух как. Химию тоже. А вот литературу, географию и историю любила.
«Мы цветы сажали, землю копали…»
Как говорит Надежда Федорович, предметы не особо отличалась от сегодняшних (она вырастила внука, поэтому есть с чем сравнивать). А вот процесс обучения был другим. Взять, хоть, к примеру, сочинения. Тогда приходилось писать перьевыми ручками – руки измазывались, в тетрадках красовались кляксы… Чернильницы были стеклянными, стояли в уголке деревянных парт и заполнялись за школьные средства. Учебники же дети покупали самостоятельно.
– Творческих уроков тоже хватало. Нас учили гладью и крестиком вышивать – очень мне это по душе было. Рисовали. В школьном хоре пели. Нина Никифоровна как могла к труду привлекала: к школе относился участок на Подниколье – где сейчас центральная лестница, так мы там цветы сажали, землю копали… Можно сказать, что в первых посадках нынешнего парка я принимала активное участие – там раньше стоял памятник к 30-летию ВЛКСМ, вокруг него мы сажали деревья и делали центральные аллеи. Всё умели!
В школьной библиотеке девочка Надя была частой гостьей: выбор классической литературы – от Достоевского до Горького – там имелся неплохой.
«Надоело учиться, захотелось деньги зарабатывать»
– Если же что-то не получалось у одних учениц, их подтягивали другие, – констатирует собеседница. – Моя подникольская подружка-отличница Надя Звонникова мне по ненавистной геометрии помогала. Она потом, кстати, в Минске, говорят, профессором стала. Не знаю, жива ли еще…
Всего в классе нашей героини было 25 девочек. Кто-то из них закончил школу, другие доучились до 7-8 класса – и пошли работать. Как и Надежда Александровна.
– Ай, надоело учиться, захотелось деньги зарабатывать, – объясняет такое свое решение она. – К тому же, кто хотел, мог доучиваться в вечерней школе – та находилась прямо во дворе средней школы №1.
И почти всю свою жизнь Надежда Александровна Федорович проработала на Могилевском кроватном заводе (в наше время это ОАО «Ольса» – прим.авт.). Но это уже совсем другая история… (прочесть ее можно ЗДЕСЬ).
*На следующей неделе читайте на нашем сайте ТОП-5 интересных исторических фактов о Могилевской средней школе №1