«Жизнь по «пенсионной» схеме диван-телевизор не для меня». Как могилевчанка начала расписывать тарелки и рисовать мандалы

1799
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото автора и из личного архива героини
Для кого-то самая большая комната в квартире – это место, где можно посидеть у телевизора или принять гостей. У могилевчанки Татьяны Скачковой гостиная больше напоминает самую настоящую мастерскую художника: на столе банки с кистями, коробки с красками, материалами для творчества под завязку забит даже стеллаж. И всюду – ее же работы.
Ремесленница Татьяна Скачкова
Ремесленница Татьяна Скачкова

«Мысль о том, что придется сидеть дома, пугала»

По профессии могилевчанка Татьяна Скачкова экономист. Закончила Гомельский кооперативный институт (сейчас он называется Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации). Почему выбрала именно его? Говорит, что многие одноклассницы мечтали о педагогическом или медицинском вузе, а она достаточно рано поняла, что это «не ее».

– Я с детства рисовать любила, но на серьезную профессию это как-то не тянуло. А сестра работала экономистом, что-то рассказывала, мне нравилось слушать, интересно было. Но в Могилеве тогда на экономистов не учили, вот и выбрала Гомель, – рассказывает Татьяна Скачкова. – Потом вернулась домой, работала во многих местах, в том числе и на госслужбе в горисполкоме. Последним местом работы стал холдинг ОАО Агромашсервис, трудилась там заместителем начальника планового отдела. Оттуда и на пенсию меня проводили. Правда, не в 55 лет, а тремя годами позже, ну никак я не могла с работой расстаться! И мысль о том, что придется сидеть дома, честно говоря, пугала.

Может, еще и потому, что Татьяна по натуре человек очень активный и несмотря на то, что работы всегда было много, находила время и на любимое рисование, и на картины из соломки. И где бы ни трудилась, на стенах всегда ее работы висели. Говорит, что и сегодня бывает забежит к бывшим сослуживцам, а там ее соломка.

«Но тут вмешался Его Величество Случай»

Рисовать Татьяна любила с детства. Но это уже работы последних лет: рисунки акриловыми красками на холсте, тарелки в технике точечной живописи
Рисовать Татьяна любила с детства. Но это уже работы последних лет: рисунки акриловыми красками на холсте, тарелки в технике точечной живописи

Когда все-таки пришлось уйти на законный отдых, самой главной проблемой для новоиспеченной пенсионерки стало «чем бы заняться». И это вместо логичного, казалось бы: «Ура, наконец-то можно ничего не делать!»

– Для меня самым страшным было просто сидеть без дела. Жизнь по стандартной «пенсионной» схеме диван-телевизор не для меня. Очень боялась залениться, превратиться в классическую пенсионерку, у которой все интересы вокруг грядок и нового сериала, – вспоминает женщина. – Стала рисовать, потом начала осваивать шитье, у меня симпатичные куклы получались. Не знаю, как надолго бы мне этого хватило, но тут вмешался Его Величество Случай. Знаете, случай ведь многое в жизни решает, может вообще ее в другую сторону повернуть, если ты, конечно, услышишь подсказку, не пройдешь мимо нее.

Для Татьяны таким случаем стала встреча с институтской приятельницей в Санкт-Петербурге и поход на выставку картин Айвазовского.

– Вышли под впечатлением, стали о живописи, картинах говорить. А потом подруга рассказала, что у нее соседка расписывает тарелки, да так интересно, красиво, будто объемными точечками. И дарит их всем, в интерьере квартиры очень хорошо смотрятся, – рассказывает Татьяна. – Мне так любопытно стало: как это? Рисовать точками? Да еще на тарелках? Еле дождалась возвращения домой и сразу к компьютеру, в Интернет. Посмотрела чужие работы, видеоролики про то, как их мастера разрисовывают, все это было так здорово, что сразу загорелась попробовать.

Начала с тарелок. Особенно сложным ей это не показалось, тем более что рисовала с детства. Хотя первое время, говорит, точки были не совсем такие, как нужно, это с опытом приходит, когда руку набьешь, начнешь материал чувствовать. Ведь даже краски в каждом тюбике немного отличаются, и от того, насколько правильно они ложатся, зависит, каким будет конечный результат.

Солнечные котики по мотивам минской художницы Ирины Зинюк
Солнечные котики по мотивам минской художницы Ирины Зинюк

– Но чем больше я работала, тем увереннее рука становилась, я уже не просто интуитивно, а головой понимала, как и что нужно делать, – рассказывает Татьяна. – На Востоке, кстати, в технике точечной живописи орнаментами блюда расписывают, пиалушки. Но мне орнамент был не очень интересен, всегда хотелось на тарелке создать что-то другое: натюрморты, котиков по мотивам минской художницы Ирины Зинюк. Но никогда не занимаюсь просто копированием, всегда что-то свое добавляю. Причем не так, чтобы заранее решить: сделаю вот так. Многое зависит от настроения, состояния души… Последнее время, например, котиков рисовала и везде добавляла желто-оранжевые лучи солнца. Может, потому, что зимой особенно хочется ярких, положительных эмоций? И не только для себя. Купит человек у меня такую тарелочку и будет чувствовать эту мою энергетику, она и ему добавит положительных эмоций, радости даже в хмурый день.

«Могу с утра до вечера из-за стола не вставать, если мне интересно»

Но и на тарелках дело не закончилось. Роясь в интернете в поисках очередных идей, наткнулась на работы мастера, который в такой же технике мандалы рисовал. Говорит, что поначалу ее само слово «мандала» заинтересовало. Стала читать и почти сразу поняла, что очень хочется попробовать, что это будто новый виток того же творчества, каким она занимается.

Нарисовать мандалу гораздо сложнее, чем тарелку или даже панно
Нарисовать мандалу гораздо сложнее, чем тарелку или даже панно

– Что такое мандала? Это такой геометрический рисунок, символизирующий сферу обитания божеств, чистые земли будд. Их монахи на песке рисовали и медитировали. Получается, что в каждом рисунке закладывается какой-то свой смысл, помогающий достичь исполнения каких-то своих желаний. Загадываете желание, смотрите на мандалу, медитируете и появляется уверенность, что все сбудется, – говорит ремесленница. – Но прежде, чем приступить к работе, изучала цвета характерные, построение – нарисовать мандалу гораздо сложнее, тут сразу не сядешь и не начнешь рисовать, даже несмотря на «тарелочный» опыт, который у меня уже был. Терпение нужно… Хотя вязать я, например, не могу, терпения не хватает, сколько ни пробовала. А потом тарелочки – это твоя только фантазия, а у мандалы есть свои законы, которые нельзя нарушать. Хотя их сейчас больше в интерьере используют, но все равно все это важно.

Потом, по словам Татьяны, ей опять захотелось что-то поменять и увлеклась джутом: шкатулки, колокольчики, ангелочки. Говорит, что интересно было в этой технике работать, хотя джут появился больше для того, чтобы была какая-то смена деятельности, когда одним и тем же занимаешься, начинаешь буксовать, азарт уходит.

Татьяне очень понравилось работать с джутом. Эти шкатулки еще ждут своих покупателей
Татьяне очень понравилось работать с джутом. Эти шкатулки еще ждут своих покупателей

– На такую вот шкатулку тоже не меньше недели уходит. Хотя я ведь работаю не так, чтобы час поделала и побежала куда-то. Я уж если сажусь, то на целый день, чтобы спокойно, сосредоточенно, не спеша. Особенно когда мандалы рисую – они требуют полной сосредоточенности. Поэтому я могу с утра до вечера из-за стола не вставать, если мне интересно. Раньше могла и до двух-трех часов ночи просидеть, если увлекалась. Сейчас уже, правда, пыл немножко не такой, ночами не работаю. Возраст свое все-таки берет, отдых нужен. Разве что когда какое-то новое направление начинаю осваивать, тогда могу и допоздна просидеть. Сейчас вот увлеклась скульптурной живописью. Это потрясающе интересно! Тут вместо красок используется так называемая декоративная штукатурка с натуральными наполнителями. В России есть мастер, Евгения Ермилова, ставшая своего рода основоположником этого направления. Я ее работы увидела, и прямо руки зачесались, так захотелось попробовать! Чему-то уже научилась, но тут мне еще много-много работать нужно, чтобы можно было сказать, что я уже что-то хорошо умею.

«А почему бы тебе не попробовать продавать свои работы?»

Можно два дня простоять просто так, а потом продать сразу 10 работ
Можно два дня простоять просто так, а потом продать сразу 10 работ

Чем больше Татьяна осваивалась среди своих увлечений, тем больше ее квартира начинала напоминать мастерскую: посреди комнаты рабочий стол с кистями и красками, по всем полкам и углам готовые работы. Что-то раздаривала родным и друзьям, но все равно оставалось достаточно. Выход подсказали взрослые дети: «А почему бы тебе не попробовать продавать свои работы? И место освободишь, и денег заработаешь?»

– А действительно, почему бы и нет, думаю. Пошла в налоговую, оформилась как ремесленник, чтобы по закону торговать, вступила в любительское объединение ремесленников «Магiлёускiя майстры» при городском центре культуры досуга, потом познакомилась с председателем общественного объединения ремесленников «Шчырая Майстэрня» Аллой Смоляковой, начала с ними на ярмарки ездить, летом на улице торговала, нам специальные места отводят для этого, – делится воспоминаниями Татьяна. – Если бы мне кто-нибудь раньше сказал, что я буду свои работы продавать вот так, не поверила бы. Какой-то барьер был: как это так – я буду стоять и торговать? Но это быстро прошло, когда я видела, что людям мои работы нравятся, что они подходят, смотрят, покупают – меня это вдохновило. Сейчас у меня уже есть постоянные клиенты, которые всегда приходят посмотреть, что нового я сделала, что-то заказывают. Ну вот купил человек одну-другую тарелочку, а теперь хочет целую коллекцию работ этого конкретного мастера собрать. Я как-то даже в Гомеле на выездной ярмарке встретила свою могилевскую клиентку, вот как мир тесен!

Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой
Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой

Много ли удается продать? Ремесленница говорит, когда как: бывает два дня простоишь впустую, а потом за день сразу десять работ раскупят. Ну и заказы, само собой, тоже в продажи можно засчитывать.

– Я не могу точно сказать, много ли мне удается продать. Кажется, вроде бы и нет, а потом вдруг обнаруживаешь, что пора материалы подкупать, тарелочки и прочее, потому что все уже почти закончилось, – смеется Татьяна.

Она, кстати, не только активный участник ярмарок, – с удовольствием демонстрирует свои работы в окнах городской библиотеки, которая несколько раз в году предоставляет эту площадку для того, чтобы могилевские ремесленники могли выставить на суд горожан результаты своего творчества. И это, говорит, отдельная радость и удовольствие.

Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой
Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой

«Бывало, что с заработанных от продажи работ денег могла купить себе хорошие сапоги»

«Можно ли ремесленнику заработать своим делом на жизнь», задаю мастерице наш традиционный вопрос.

– В прежние годы (а я по ярмаркам уже лет пять, не меньше, езжу) бывало, что с заработанных от продажи работ денег могла купить себе хорошие сапоги или еще что-нибудь, – отвечает женщина. – Но в последнее время торговля уже не так активно идет. То ли после короновируса люди отвыкли по ярмаркам ходить, то ли с деньгами у всех сейчас напряженка, меньше продается. Хотя на свое увлечение я однозначно зарабатываю, даже еще порой и остается что-то. А то, чем я занимаюсь, ремесло не из дешевых. Тарелочка, обычная, стеклянная, например, сейчас уже 4-4,5 рубля стоит, а заказывать их надо сразу хоть небольшую, но партию. Краски, а их постоянно нужно подкупать, раньше можно было найти по 2 рубля за тюбик, а теперь он стоит 7-8 рублей. Кисти приходится менять, они быстро из строя выходят… Меня выручает то, что я давно начала этим заниматься и все постепенно приобреталось, теперь только подкупаю что-то. Или вкладываюсь в материалы для новых видов своего творчества, но это уже все равно не такие масштабные траты. А если все и сразу – тут никаких доходов не хватит. Мне, например, безумно нравится керамика, я бы с удовольствием этим занялась. Но смотрю на вещи реально: нужна мастерская, печь для обжига, многое другое, это очень дорого. Может быть, попробую со временем работать с полимерной глиной, мне это тоже нравится и, думаю, получилось бы. Но пока эту идею «про запас» оставила. Тем более, если она вот прямо сейчас в руки не просится, значит время еще не пришло.

Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой
Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой
Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой
Работы могилевского мастера Татьяны Скачковой

Сколько стоят работы Татьяны Скачковой?

  • Тарелка – 25 рублей
  • Панно – от 30 до 60 рублей
  • Мандала – от 40-60 рублей и выше, в зависимости от размера и сложности
  • Ангелы – 40 рублей
  • Скульптурная живопись – от 40 и до 120 рублей.

Посмотреть работы Татьяны Скачковой и связаться с мастером можно Instagram: tatianaskachkovamogilev или по вайберу: (29) 316-20-39.