«Мысль о том, что придется сидеть дома, пугала»
По профессии могилевчанка Татьяна Скачкова экономист. Закончила Гомельский кооперативный институт (сейчас он называется Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации). Почему выбрала именно его? Говорит, что многие одноклассницы мечтали о педагогическом или медицинском вузе, а она достаточно рано поняла, что это «не ее».
– Я с детства рисовать любила, но на серьезную профессию это как-то не тянуло. А сестра работала экономистом, что-то рассказывала, мне нравилось слушать, интересно было. Но в Могилеве тогда на экономистов не учили, вот и выбрала Гомель, – рассказывает Татьяна Скачкова. – Потом вернулась домой, работала во многих местах, в том числе и на госслужбе в горисполкоме. Последним местом работы стал холдинг ОАО Агромашсервис, трудилась там заместителем начальника планового отдела. Оттуда и на пенсию меня проводили. Правда, не в 55 лет, а тремя годами позже, ну никак я не могла с работой расстаться! И мысль о том, что придется сидеть дома, честно говоря, пугала.
Может, еще и потому, что Татьяна по натуре человек очень активный и несмотря на то, что работы всегда было много, находила время и на любимое рисование, и на картины из соломки. И где бы ни трудилась, на стенах всегда ее работы висели. Говорит, что и сегодня бывает забежит к бывшим сослуживцам, а там ее соломка.
«Но тут вмешался Его Величество Случай»
Когда все-таки пришлось уйти на законный отдых, самой главной проблемой для новоиспеченной пенсионерки стало «чем бы заняться». И это вместо логичного, казалось бы: «Ура, наконец-то можно ничего не делать!»
– Для меня самым страшным было просто сидеть без дела. Жизнь по стандартной «пенсионной» схеме диван-телевизор не для меня. Очень боялась залениться, превратиться в классическую пенсионерку, у которой все интересы вокруг грядок и нового сериала, – вспоминает женщина. – Стала рисовать, потом начала осваивать шитье, у меня симпатичные куклы получались. Не знаю, как надолго бы мне этого хватило, но тут вмешался Его Величество Случай. Знаете, случай ведь многое в жизни решает, может вообще ее в другую сторону повернуть, если ты, конечно, услышишь подсказку, не пройдешь мимо нее.
Для Татьяны таким случаем стала встреча с институтской приятельницей в Санкт-Петербурге и поход на выставку картин Айвазовского.
– Вышли под впечатлением, стали о живописи, картинах говорить. А потом подруга рассказала, что у нее соседка расписывает тарелки, да так интересно, красиво, будто объемными точечками. И дарит их всем, в интерьере квартиры очень хорошо смотрятся, – рассказывает Татьяна. – Мне так любопытно стало: как это? Рисовать точками? Да еще на тарелках? Еле дождалась возвращения домой и сразу к компьютеру, в Интернет. Посмотрела чужие работы, видеоролики про то, как их мастера разрисовывают, все это было так здорово, что сразу загорелась попробовать.
Начала с тарелок. Особенно сложным ей это не показалось, тем более что рисовала с детства. Хотя первое время, говорит, точки были не совсем такие, как нужно, это с опытом приходит, когда руку набьешь, начнешь материал чувствовать. Ведь даже краски в каждом тюбике немного отличаются, и от того, насколько правильно они ложатся, зависит, каким будет конечный результат.
– Но чем больше я работала, тем увереннее рука становилась, я уже не просто интуитивно, а головой понимала, как и что нужно делать, – рассказывает Татьяна. – На Востоке, кстати, в технике точечной живописи орнаментами блюда расписывают, пиалушки. Но мне орнамент был не очень интересен, всегда хотелось на тарелке создать что-то другое: натюрморты, котиков по мотивам минской художницы Ирины Зинюк. Но никогда не занимаюсь просто копированием, всегда что-то свое добавляю. Причем не так, чтобы заранее решить: сделаю вот так. Многое зависит от настроения, состояния души… Последнее время, например, котиков рисовала и везде добавляла желто-оранжевые лучи солнца. Может, потому, что зимой особенно хочется ярких, положительных эмоций? И не только для себя. Купит человек у меня такую тарелочку и будет чувствовать эту мою энергетику, она и ему добавит положительных эмоций, радости даже в хмурый день.
«Могу с утра до вечера из-за стола не вставать, если мне интересно»
Но и на тарелках дело не закончилось. Роясь в интернете в поисках очередных идей, наткнулась на работы мастера, который в такой же технике мандалы рисовал. Говорит, что поначалу ее само слово «мандала» заинтересовало. Стала читать и почти сразу поняла, что очень хочется попробовать, что это будто новый виток того же творчества, каким она занимается.
– Что такое мандала? Это такой геометрический рисунок, символизирующий сферу обитания божеств, чистые земли будд. Их монахи на песке рисовали и медитировали. Получается, что в каждом рисунке закладывается какой-то свой смысл, помогающий достичь исполнения каких-то своих желаний. Загадываете желание, смотрите на мандалу, медитируете и появляется уверенность, что все сбудется, – говорит ремесленница. – Но прежде, чем приступить к работе, изучала цвета характерные, построение – нарисовать мандалу гораздо сложнее, тут сразу не сядешь и не начнешь рисовать, даже несмотря на «тарелочный» опыт, который у меня уже был. Терпение нужно… Хотя вязать я, например, не могу, терпения не хватает, сколько ни пробовала. А потом тарелочки – это твоя только фантазия, а у мандалы есть свои законы, которые нельзя нарушать. Хотя их сейчас больше в интерьере используют, но все равно все это важно.
Потом, по словам Татьяны, ей опять захотелось что-то поменять и увлеклась джутом: шкатулки, колокольчики, ангелочки. Говорит, что интересно было в этой технике работать, хотя джут появился больше для того, чтобы была какая-то смена деятельности, когда одним и тем же занимаешься, начинаешь буксовать, азарт уходит.
– На такую вот шкатулку тоже не меньше недели уходит. Хотя я ведь работаю не так, чтобы час поделала и побежала куда-то. Я уж если сажусь, то на целый день, чтобы спокойно, сосредоточенно, не спеша. Особенно когда мандалы рисую – они требуют полной сосредоточенности. Поэтому я могу с утра до вечера из-за стола не вставать, если мне интересно. Раньше могла и до двух-трех часов ночи просидеть, если увлекалась. Сейчас уже, правда, пыл немножко не такой, ночами не работаю. Возраст свое все-таки берет, отдых нужен. Разве что когда какое-то новое направление начинаю осваивать, тогда могу и допоздна просидеть. Сейчас вот увлеклась скульптурной живописью. Это потрясающе интересно! Тут вместо красок используется так называемая декоративная штукатурка с натуральными наполнителями. В России есть мастер, Евгения Ермилова, ставшая своего рода основоположником этого направления. Я ее работы увидела, и прямо руки зачесались, так захотелось попробовать! Чему-то уже научилась, но тут мне еще много-много работать нужно, чтобы можно было сказать, что я уже что-то хорошо умею.
«А почему бы тебе не попробовать продавать свои работы?»
Чем больше Татьяна осваивалась среди своих увлечений, тем больше ее квартира начинала напоминать мастерскую: посреди комнаты рабочий стол с кистями и красками, по всем полкам и углам готовые работы. Что-то раздаривала родным и друзьям, но все равно оставалось достаточно. Выход подсказали взрослые дети: «А почему бы тебе не попробовать продавать свои работы? И место освободишь, и денег заработаешь?»
– А действительно, почему бы и нет, думаю. Пошла в налоговую, оформилась как ремесленник, чтобы по закону торговать, вступила в любительское объединение ремесленников «Магiлёускiя майстры» при городском центре культуры досуга, потом познакомилась с председателем общественного объединения ремесленников «Шчырая Майстэрня» Аллой Смоляковой, начала с ними на ярмарки ездить, летом на улице торговала, нам специальные места отводят для этого, – делится воспоминаниями Татьяна. – Если бы мне кто-нибудь раньше сказал, что я буду свои работы продавать вот так, не поверила бы. Какой-то барьер был: как это так – я буду стоять и торговать? Но это быстро прошло, когда я видела, что людям мои работы нравятся, что они подходят, смотрят, покупают – меня это вдохновило. Сейчас у меня уже есть постоянные клиенты, которые всегда приходят посмотреть, что нового я сделала, что-то заказывают. Ну вот купил человек одну-другую тарелочку, а теперь хочет целую коллекцию работ этого конкретного мастера собрать. Я как-то даже в Гомеле на выездной ярмарке встретила свою могилевскую клиентку, вот как мир тесен!
Много ли удается продать? Ремесленница говорит, когда как: бывает два дня простоишь впустую, а потом за день сразу десять работ раскупят. Ну и заказы, само собой, тоже в продажи можно засчитывать.
– Я не могу точно сказать, много ли мне удается продать. Кажется, вроде бы и нет, а потом вдруг обнаруживаешь, что пора материалы подкупать, тарелочки и прочее, потому что все уже почти закончилось, – смеется Татьяна.
Она, кстати, не только активный участник ярмарок, – с удовольствием демонстрирует свои работы в окнах городской библиотеки, которая несколько раз в году предоставляет эту площадку для того, чтобы могилевские ремесленники могли выставить на суд горожан результаты своего творчества. И это, говорит, отдельная радость и удовольствие.
«Бывало, что с заработанных от продажи работ денег могла купить себе хорошие сапоги»
«Можно ли ремесленнику заработать своим делом на жизнь», задаю мастерице наш традиционный вопрос.
– В прежние годы (а я по ярмаркам уже лет пять, не меньше, езжу) бывало, что с заработанных от продажи работ денег могла купить себе хорошие сапоги или еще что-нибудь, – отвечает женщина. – Но в последнее время торговля уже не так активно идет. То ли после короновируса люди отвыкли по ярмаркам ходить, то ли с деньгами у всех сейчас напряженка, меньше продается. Хотя на свое увлечение я однозначно зарабатываю, даже еще порой и остается что-то. А то, чем я занимаюсь, ремесло не из дешевых. Тарелочка, обычная, стеклянная, например, сейчас уже 4-4,5 рубля стоит, а заказывать их надо сразу хоть небольшую, но партию. Краски, а их постоянно нужно подкупать, раньше можно было найти по 2 рубля за тюбик, а теперь он стоит 7-8 рублей. Кисти приходится менять, они быстро из строя выходят… Меня выручает то, что я давно начала этим заниматься и все постепенно приобреталось, теперь только подкупаю что-то. Или вкладываюсь в материалы для новых видов своего творчества, но это уже все равно не такие масштабные траты. А если все и сразу – тут никаких доходов не хватит. Мне, например, безумно нравится керамика, я бы с удовольствием этим занялась. Но смотрю на вещи реально: нужна мастерская, печь для обжига, многое другое, это очень дорого. Может быть, попробую со временем работать с полимерной глиной, мне это тоже нравится и, думаю, получилось бы. Но пока эту идею «про запас» оставила. Тем более, если она вот прямо сейчас в руки не просится, значит время еще не пришло.
Сколько стоят работы Татьяны Скачковой?
- Тарелка – 25 рублей
- Панно – от 30 до 60 рублей
- Мандала – от 40-60 рублей и выше, в зависимости от размера и сложности
- Ангелы – 40 рублей
- Скульптурная живопись – от 40 и до 120 рублей.
Посмотреть работы Татьяны Скачковой и связаться с мастером можно Instagram: tatianaskachkovamogilev или по вайберу: (29) 316-20-39.