«Сложно найти, легко потерять». Как могилевчанка искала себе новую работу

1884
Екатерина СЕРГЕЕВА. Фото: pixabay.com
Реальная история о том, кем можно устроиться с высшим филологическим образованием, на что клюют потенциальные работодатели и что делать, если тебя «кинули» с зарплатой.

Осознание, что зарплата в 480 рублей на ставку – далеко не то, чего мне хотелось бы, подталкивало меня к поиску новой работы уже давно. «Лучшая доля» все время откладывалась на потом – коллектив же хороший, руководство, да и график «не бей лежачего». Вот пойдет ребенок в школу, тогда и буду что-то менять! Однако судьба распорядилась иначе…

Забегая наперед, скажу сразу: эта история со счастливым финалом. Но вот путь к работе мечты был полон приключений, чаще, увы, не самых приятных.

Кого ищут работодатели

Вакансий на должность фронтенда, бэкэнда, тестировщика и hr-менеджера полно.
Вакансий на должность фронтенда, бэкэнда, тестировщика и hr-менеджера полно.

Для начала расскажу, с чем я пришла на рынок вакансий. В моем багаже – высшее гуманитарное образование (спойлер: 5 лет обучения журналистике в МГУ им. А. Кулешова оказались никому не нужны), базовый уровень английского, владение некоторыми специфическими программами по обработке фото, монтажу видео, компьютерной верстке, продвижение коммерческих аккаунтов в социальных сетях.

В процессе мониторинга Rabota.by, hh.ru и прочих ресурсов выяснилось: востребованы разработчики – вакансий на должность фронтенда, бэкэнда, тестировщика и hr-менеджера полно. Но я не разработчик. И такими навыками не обладаю. Чтобы пройти обучение новой специальности, нужны деньги. А чтобы были деньги, нужно найти работу. Замкнутый круг.

Значительная часть вакансий отметалась и по той причине, что ребенок в саду с 8 до 17, а потом его не с кем оставить.

Сколько платят за «вести аккаунт в соцсетях»

Первый вариант, который мне предложили – работа контент-менеджером в маркетинговом агентстве. Работа непыльная – вести аккаунт в соцсетях. График гибридный – удаленка и редкие прибытия на планерку. И на встречу с заказчиком. И по форс-мажорам. Зарплата – 600 рублей. Произведя в уме нехитрые расчеты, я пришла к выводу, что, поскольку я живу за городом, значительная часть зарплаты уйдет исключительно на транспорт. И это если не брать в расчет, что ты замотаешься «в край» в первый же месяц. Физически.

Вбив в поиск слово «копирайтер», я нашла несколько подходящих вакансий.
Вбив в поиск слово «копирайтер», я нашла несколько подходящих вакансий.

Самостоятельный поиск по запросу «копирайтер» дал следующие результаты: издательство бизнес-журналов (они искали вообще-то редактора, но предложили мне работать автором за гонорар), стоматология и даже IT-компания дали мне шанс блеснуть умом и фантазией в полной мере.

Сенька без шапки и «душнила» от стоматологии

Начну с последней – айтишка. Сначала ты воодушевляешься – вот она, работа в престижной компании! Но темы тестового задания «Сотбит: SEO умного фильтра» и «Сотбит: Парсер контента» меня быстро спустили с небес на землю. Не по Сеньке шапка, как говорится.

В стоматологии я получила бесценный опыт общения с очень скрупулезным заказчиком. Когда каждое слово, фраза, предложение проходят проверку под лупой и через несколько антиплагиатов, мысль в голове одна: «Ну и душнила!». Даже оплата, хоть она и была выше той, что предлагалась на биржах, не смогла убедить меня продолжить сотрудничество.

А вот с издательством, к моему удивлению, контакт нашла легко. Писала я туда не потому, что мне очень были нужны 15 рублей за статью, а, скорее, для статуса. И, не скрою, тешила себя надеждой, что смогу устроиться в штат, но работать по-прежнему на удаленке.

Из 25 статей моя была в числе 9-ти, одобренных главным редактором. При условии доработки, правда, но пошла в печать. Вопрос с поддержанием штанов на первое время кое-как был решен. Хотя как решен – я работала, но мне не платили. Потому продолжала искать и откликаться дальше.

Опыт есть? А характеристика?

Потенциальные работодатели отвечали на звонки далеко не всегда...
Потенциальные работодатели отвечали на звонки далеко не всегда...

Еще одно маркетинговое агентство – уже республиканского уровня – разместило вакансию о поиске СММ-щика. Я и работы свои собрала, и тестовое задание сделала. Отзваниваюсь, а трубку никто не берет. И так две недели. Потом пришло сообщение: «Опыт в продажах и таргете есть? Если нет, до свидания». На том общение с потенциальным работодателем и прекратилось.

На бирже труда, куда я стала на учет по безработице, мне предложили пойти на «Моготекс» контролером качества, на «Белпочту» специалистом и в военкомат. В первых двух местах зарплата была ровно та же, что было на прошлом месте работы, плюс сменный график и задержки на работе. А в военкомате не захотели со мной связываться из-за характеристики – к сожалению, ее мне безнадежно испортили. По этой же причине я не смогла попасть ни в драмтеатр, где искали заведующего литотделом, ни в музей… Шансы на трудоустройство в госучреждения по рабочему графику «с 8 до 5» молодой женщины с прекрасным набором как рабочих, так и личных качеств сводились к нулю.

Вояж с Сашей по деревням

Однако варианты все же я нашла. Удаленно, на один из интернет-ресурсов, требовался журналист. Я обалдела – это ж то, что мне нужно! И зарплата – от 600 у.е.!

По факту, искали человека, который будет находить случайных европейцев, изменять им лица в специальном приложении и сочинять трогательную историю о том, как какой-то продукт изменил жизнь этих людей (похудели, помолодели и т.п.). А если какой-то европеец узнает себя на фото? Текст-то твой, вот и расхлебывай. Стоит ли объяснять, почему я отказалась от этой должности?

Кружка надо?
Кружка надо?

Не повезло и в другой частной организации. На следующий день после собеседования, которое длилось минут 5-7, началась стажировка. «Наставник» Александр заявил с порога: «Не знаю, что тебе там говорил директор. Короче, у нас прямые продажи. Ты как, не боишься? Если нет, поехали, посмотришь, как мы работаем».

Мы сели в машину, предварительно загрузив в багажник и салон несколько сумок, набитых непродовольственными товарами. Выехали за город и вскоре оказались в какой-то сельской амбулатории, где Александра, как выяснилось, уже знают и даже ждут.

«Здрасьте, подарочки посмотрите?» – весело заявил на пороге мой наставник. И давай показывать светящиеся от воды кружки, термоноски, гирлянды, ручки с подставкой для смартфона, фонарь, разъемные формы... Купили тогда немного, но, со слов Саши, он уже получил с этого 30 рублей.

Мы заехали еще в несколько деревень, обошли несколько амбулаторий, школ, магазинов. В дороге Александр рассказал, что по профессии он – техник-механик, но продажами занимается уже больше 10 лет: «В первый день самостоятельной работы получил 5 рублей, а напарник – 60. Потом втянулся. И теперь меня отсюда палкой не выгонишь – свои полторы-две тысячи в месяц я имею. Компания закупает на Wildberries товары, а потом мы их вот так продаем».

Но мне как-то не зашло.

Хочешь работать в Израиле?

Прихожу на очередное собеседование. Стильно одетый мужчина средних лет объясняет: обязанности заключаются в том, чтобы звонить в Израиль и предлагать человеку на том конце провода поменять поставщика ТВ-услуг. Оклад – 500 рублей плюс доплата за каждую переустановку ТВ. Итого в месяц можно иметь свою «тыщу». Вакансия вызвала у меня смешанные чувства и, как оказалось, не зря – узнала позже от знакомой, которая там работала, что реальная зарплата на руки оказалась около 300 рублей.

К слову, об Израиле – после отклика на должность копирайтера мне предложили рассказать в соцсетях о прекрасной жизни в Израиле от лица якобы реальных людей. Цель – зазвать наших соотечественниц на работу в эту страну в качестве уборщицы или домработницы. За это работодатель готов был платить 200 долларов, но с выводом денег через крипту и сторонние сайты. А за каждого приведенного в Израиль человека – дополнительно по 100 долларов.

Я, может, по жизни и авантюристка, но сесть за решетку за содействие торговле людьми не очень-то хочется. Снова отказалась.

Ой, мы на тебя сведения не успели подать...

И вдруг звонок с незнакомого номера. Девушка предложила пройти собеседование на менеджера по тендерам. По завершении интервью мне сразу предложили официальное оформление с контрактом на год и испытательным сроком на 3 месяца. Неожиданно, но очень приятно!

Деньги я получила лишь спустя почти два месяца. Фото: архив «ВБ».
Деньги я получила лишь спустя почти два месяца. Фото: архив «ВБ».

У меня была обычная офисная бумажная работа – найти тендер, составить коммерческое предложение и подготовить документы. Подвох вскрылся спустя месяц. «Мы на тебя сведения не успели подать, поэтому контракт переделаем на договор подряда за отработанный месяц, потом оформим как положено», – заявила мне бухгалтер. А потом на электронную почту организации пришло письмо с иском в суд от девушки, которой 3 месяца не платили зарплату. В тот же день пришел мужчина, который с порога стал требовать директора и расчет...

Уйти решила и я. По закону меня обязаны были рассчитать в день увольнения. Однако зарплату за месяц работы я получила лишь спустя почти два месяца, и то благодаря обращению в прокуратуру и инспекцию по труду.

Как я узнала позже, заявлений, подобно моему, десятки…

Резюме

В конце концов, я смогла пройти собеседования (а их было несколько) в одну крупную компанию. Нет, не по специальности, но здесь сработали мои личные качества – целеустремленность, ответственность, креативность и, в некоторой степени, твердость характера.

Одно могу сказать: в поиске работы ни в коем случае нельзя опускать руки. Найти работу мечты не получится, если вы сами не сделаете шаг вперед.