«Заранее знал, что хочу работать только с людьми»
Алексей Шунько окончил 11 классов в деревне Цель Осиповичского района. После школы индустриально-педагогический колледж в Минске, затем, заочно, педагогический университет им. Шамякина в Мозыре. Но желание стать педагогом у Алексея появилось задолго до окончания школы, пишет автор «Вечернего Бобруйска».
– Родители рассказывали, что в два годика, я собирал во дворе всю малышню вокруг себя и выступал, – рассказывает молодой мужчина. – Правда, не помню, что рассказывал. Но мне говорили, что гимн Советского Союза знал наизусть (улыбается)
Учеба в школе, по словам Алексея, давалась ему легко и там он тоже проявлял еще не оформленное в профессиональном плане, а нативное мастерство педагога.
– Я никогда не зубрил, а пытался понять материал. И позже стал замечать, что могу объяснить однокласснику так, чтобы он тоже разобрался в задании.
Уже в то время я понимал, что хочу работать только с людьми, и что работа должна быть неоднообразной. Я не видел себя на заводе либо в кабинете с бумагами. А где еще более неоднообразная и творческая работа, как не в школе? (улыбается)
Родители от выбора не отговаривали. По словам Алексея, первоначально он планировал стать учителем географии, белорусского языка и литературы. Но в тот год, когда юноша пытался поступить на эту специальность, был большой конкурс и он не прошел. Поэтому он поступил в минский колледж, где готовили учителей трудового обучения.
– В школе я больше всего любил географию, но и к урокам труда относился хорошо. Мне всегда нравилось что-то делать руками, и радовало, когда я могу потрогать результат своей деятельности.
За три года учебы в колледже, я понял, что выбрал правильное направление.
«В профессии комфортнее становится с каждым годом»
В 19 лет Алексей Шунько переступил порог бобруйской школы №30 в качестве молодого специалиста.
– Было 15 августа, я пришел в мастерские и первая мысль: «А что делать сейчас?» – вспоминает он. – А еще было страшно, потому что понимал, что скоро ко мне придут 15-летние ученики, которых я должен чему-то учить.
По словам педагога, первоначально ему также было тяжело найти подход к учащимся.
– Есть дети, которые мотивированы учебой, а есть те, кто не мотивирован. И, конечно, легко учить первых. Но мне надо было заинтересовать и дисциплинировать всех, независимо от их желания. Нужно было сделать так, чтобы комфортно было и им, и мне.
По словам Алексея, уйти из профессии ему хотелось несколько раз: в первые годы работы и лет шесть назад.
– В первое время ты работаешь, вкладываешься, а не получаешь материальной отдачи. Этот период я просто перетерпел. Конечно, с повышением квалификации, стажем – эта ситуация меняется.
Второй раз, желание уйти, связано с профессиональным выгоранием. Пять лет Алексей готовил учащихся к республиканским олимпиадам.
– Первые годы было невероятно тяжело, тогда уже в середине учебного года хотелось все бросить.
Но и здесь свою роль сыграли наработки и накапливаемый опыт, пусть и в стрессовом состоянии.
– Ну а в целом, в профессии комфортнее становится с каждым годом, – отмечает Алексей Шунько. – Ты постоянно развиваешься и тебе становится легче. Например, уже не надо от начала и до конца готовиться к уроку, надо просто подкорректировать то, что у тебя есть.
«Если ребенок чего-то не знает – гугл в помощь»
Сейчас, когда на каждом углу предлагают IT курсы и многие родители уже с детства отправляют своих детей на курсы программирования, технический труд не выглядит в глазах учащихся архаизмом.
– Сегодня мы нашли некую интеграцию с компьютерными технологиями. У нас в школе есть 3D-принтер, и дети могут смоделировать то, что задумали, а потом уже делать руками.
Например, когда все увлекались компьютерной игрой World of Tanks, мы делали модели танков.
Я также заметил, то ученики стали с большей жадностью заниматься на уроках труда. Раньше, когда дети часто видели отца или дедушку за работой с инструментом, у них не было такого интереса. Сейчас же, когда это дома происходит редко, на уроке дети с радостью работают с простой деревянной заготовкой.
Отмечу также, что и родители, и дети понимают, что специалисты технической направленности сейчас востребованы.
Конечно, по словам педагога, всегда есть учащиеся, которым это неинтересно.
– И здесь задача учителя объяснить ребенку, что, да, возможно, он никогда не будет этим заниматься в жизни, но в любом случае, на уроке он получает новые знания. А любое знание – это развитие, а самый главный инструмент – это голова.
Именно по этой причине, Алексей Шунько не запрещает детям в учебных целях пользоваться телефоном.
– Если ребенок чего-то не знает – гугл в помощь. Пусть правильно сформулирует вопрос и найдет информацию. Гаджеты несут пользу, если ими правильно пользоваться.
По словам Алексея, чтобы успешно взаимодействовать с учащимися и добиваться от них результатов, с ними надо быть на одной волне и быть готовым к проверкам на соответствие занимаемой должности, специальным или неосознанным.
– Детей нельзя давить авторитетом, они тогда не раскроются. Скорее, для них надо быть страшим братом, – говорит педагог. – Дети могут начать проверять учителя на соответствие тому, что он рассказывает. И в этой ситуации нет ничего страшного в том, чтобы снять пиджак, надеть халат и поработать вместе с учениками. Показать, что ты можешь что-то сделать быстрее и круче, а главное здесь донести до них то, что и они смогут также, если будут стремиться к этому.
Блиц-опрос:
Как знакомые воспринимают, когда впервые узнают, что вы преподаете труды?
– Реакция вполне адекватная. Единственное думают, что я преподаю географию или физику, или физкультуру. Почему-то не вяжется мой образ с тем, что я преподаю труды.
Главный стереотип, с которым постоянно сталкиваетесь?
– Дети приходят и первый вопрос: «А когда мы будем табуретки делать?» или «Мы же на труды пришли, где наш рубанок?» А мы первоначально изучаем, какие есть инструменты, что такое дерево и т.д.
От чего больше всего устаете?
– От количества документации.
За что любите свою профессию?
– За общение. За то, что каждый день происходит что-то новое. Радуюсь, когда выпускники хвастаются своими результатами, которые достигают в дальнейшей жизни.
А еще за отпуск (улыбается), который два месяца и всегда летом.
Учителя во время каникул в течение года тоже отдыхают?
– Во время таких каникул, порой больше устаешь. Нет занятий с детьми, но много другой работы.
Как оторвать ребенка от гаджета?
– Самое главное – не заставлять. Иначе ребенок начинает все воспринимать с отторжением, даже то, что ему интересно. Ребенка надо заинтересовать, но для этого надо его знать.
Хотите, чтобы сын пошел по вашим стопам?
– Он пока во втором классе, и говорить еще о чем-то рано. Но он должен идти своим путем, а я буду стараться давать ему полную информацию о той или иной деятельности.