Если хотите увидеть, как просыпается лес, поспешите. В эти весенние дни в природе все меняется просто стремительно. Не успеешь оглянуться, как место ветрениц займут синенькие пролески, за ними зацветут ландыши и прочие лесные цветики-семицветики. И крапива, которая только-только начинает прорастать трогательными нежными кустиками, вымахает выше человеческого роста и приобретет совсем не трогательный характер!
Мы не искали каких-то «специальных» мест, просто выехали за пределы Могилева и, как только за окном машины замелькали островки белых подснежников, приткнулись на обочине и отправились пешком по лесной тропке – весну смотреть. Пройти можно было не везде – то там, то тут дорогу преграждали уже поросшие ярко-изумрудным мхом упавшие деревья. То ли после ветров минувшего лета, то ли лежат тут, поваленные бурей, уже не первый год… Если судить по теснящимся кое-где вдоль лесных дорог штабелям подготовленных к транспортировке бревен, что-то из наиболее пригодной древесины лесхозы, конечно, вывозят, но и остается много, кое-где и пройти из-за «лесоповала» между деревьями непросто.
Но это не помешало нам сделать свои, весенние открытия. Вон там высится муравейник: маленькие трудяги соорудили себе жилье метровой высоты и, стоило пригреть солнышку, как уже вовсю носятся по его «стенам», деловито таща кто очередную сосновую иголку, кто какого-то не успевшего проснуться жучка. А неподалеку, на пригорочке, вовсю зеленеет свежая поросль кустиков черники – ау, любители сбора ягод, начинайте готовить корзинки! Чуть пониже натыкаюсь на будущие заросли крапивы – у нее такие нежные листочки, что не могу удержаться, чтобы не погладить их ладонью. Тем более, что пока они вполне безобидны и нежны. С ветки растущей рядом молоденькой елочки за моими манипуляциями внимательно наблюдает любопытная синичка. Но стоит мне на нее оглянуться – фыр, и нет ее, только ветка еще несколько секунд продолжает качаться…
Кстати, еще одна новость для тех, кто в лесу бывает только с «прикладной» целью: 10 апреля на просеке мне удалось увидеть даже первые грибы! Несъедобные, конечно, но после долгой зимы обрадовалась им, как лучшим друзьям!
А как сейчас в лесу поют птицы! Все вокруг буквально звенит от их голосов! Правда, увидеть их (кроме той самой любопытной синички) сложно, птахам сейчас не до фотосессий – о потомстве нужно думать. Зато на озере, возле которого мы сделали очередной привал, удалось понаблюдать за двумя влюбленно глядящими друг на друга цаплями. Жаль, плавали они очень далеко, без лодки ближе не подобраться. А еще дальше, почти у противоположного берега, белели две пары вернувшихся домой из чужих стран лебедей…
С утра здесь же сидело еще и несколько рыбаков, но к полудню, когда мы возвращались домой, их уже и след простыл. Зато среди березок, выросших неподалеку от деревенских домов, увидели пенсионера, пристраивающего пустую банку под одним из деревьев. Говорит, что местный люд приспособился здесь березовый сок собирать: «Конечно, если бы найти березу потолще, то и «урожай» был бы куда больше. Но это надо в лесничестве разрешение брать, потом ехать туда, куда укажут. Если сока хочется много собрать, то тогда овчинка выделки стоит. А мне столько не надо, хватит и того, что здесь наберу. Пока, к счастью, не запрещают. Но мы следим, чтобы никто не забывал потом хотя бы глиной или садовым варом отверстия, через которые сок брал, заделывал. Чтобы деревьям урона не было». И рассказывает вкусно, что часть сока в банки закрывают, а в другой добавляют изюм и немного сахарку – такой квас получается, ни в одном ресторане не купишь!
На прощанье еще завернули к знакомому огромному дубу. Ему, наверное, лет триста, не меньше, ствол – вдвоем не обхватишь. Поздоровались, порадовались, что не тронули его ни ветра, ни люди. Живи, дружище!