«Приходилось быть одновременно и графиком, и скульптором, и строителем, и альпинистом». История создания декора Могилевского главпочтамта

1172
Евгений БУЛОВА. Фото автора
Окружающая нас действительность (особенно в городе) во многом состоит из объектов, которые, как известно, имеют авторство. Даже эскиз придорожной, извините, урны поначалу набросал какой-то дизайнер.
Виктор Буга в зале Могилевского главпочтамта. На дальнем плане – «Родина-мать», одно из двух выполненных им панно. Могилев, март 2023 года.
Виктор Буга в зале Могилевского главпочтамта. На дальнем плане – «Родина-мать», одно из двух выполненных им панно. Могилев, март 2023 года.

Время требовало перемен

Правда, мы не особо задумываемся над происхождением тех или иных предметов, а уж о личности их создателей – и подавно. Поэтому иногда хочется внести ясность в ситуацию и хотя бы вкратце рассказать об этих неведомых большинству людях.

К примеру, совсем недавно мы сообщали об открытии обновленного здания Могилевского главпочтамта по улице Первомайской. Интерьер заигравших особым светом помещений почтамта украшен панно, рисунками, создающими эту самую неповторимую атмосферу. Их автор – могилевский художник Виктор Буга, которого мы и попросили рассказать о работе над произведениями, радующими глаз.

Панно Виктора Буга  «Всемирный почтовый союз». Могилевский главпочтамт. Могилев, март 2023 года.
Панно Виктора Буга «Всемирный почтовый союз». Могилевский главпочтамт. Могилев, март 2023 года.

«После развала СССР Белоруссия преобразовалась в независимое государство Республику Беларусь, – рассказывает художник. – При этом многие связи были внезапно нарушены, и только почтовая система осталась единственным связывающим ближнее и дальнее зарубежье звеном. Именно тогда, в 1990-е годы, директор и главный инженер старейшего в Беларуси Могилевского главпочтамта решили своими силами произвести ремонт и реконструкцию исторического здания города. Мне было поручено создание двух панно на стенах главного зала.

Вначале была идея, – продолжает Виктор Буга, – создания росписей на культурно-историческую тематику. Но время перемен требовало появления каких-то новых подходов и форм. Правда, все новое – хорошо забытое старое. Я решил вернуться к технологиям и материалам, используемым еще в эпоху Древнего Рима. В частности, к природному гипсу, который имеет преимущество перед деревянной резьбой, камнем, бетоном, керамикой, витражами из стекла…

Так выглядел Могилевский главпочтамт в брежневские времена. В те годы, особенно зимой, в вечернее время, могилевские «семидесятники» частенько тусовались на подступах к
Так выглядел Могилевский главпочтамт в брежневские времена. В те годы, особенно зимой, в вечернее время, могилевские «семидесятники» частенько тусовались на подступах к его главному залу, или проще – в коридоре. Надо же было где-то отогреться. Да и два городских телефона-автомата (один из которых обычно не работал) давали возможность в минуты отдыха пообщаться с нужными людьми. Могилев, главпочтамт, март 2023 года.

Но при этом возникала одна большая проблема, которая заключалась в том, что панно необходимо было вырезать, а делалось это ножом, в течение не более одного-двух дней и ночей. Иначе гипс затвердевал, становился, как камень, и потом его можно было долбить только зубилом, – рассказывает Виктор. – Мне приходилось быть одновременно и графиком, и скульптором, и строителем, и альпинистом. Постоянно удерживающим равновесие и забывающим о безопасности. К счастью, тогда я был еще человеком спортивного телосложения.

Особое внимание необходимо было также уделять игре света и цвету панно, которое при разном освещении (прямом и боковом) выглядело по-иному, – уточнил автор. – Все это накладывало отпечаток на технику процесса, которую приходилось постоянно менять. Одним словом, моя тогдашняя работа мало чем напоминала нынешнюю, до мелочей продуманную в технологическом и ином отношении деятельность. Перед тем, как приступить к работе, пришлось познакомиться и пообщаться с теми специалистами в нашей стране, кто когда-то уже занимался подобным делом. Таких было лишь несколько человек, и вскоре мы все знали друг друга».

Рисунки Виктора Буга. Могилевский главпочтамт, март 2023 года.
Рисунки Виктора Буга. Могилевский главпочтамт, март 2023 года.

Застывшая в графике история родного города

Я поинтересовался у художника, чей образ он держал в голове, работая над центральной женской фигурой панно, на которое сразу обращает внимание пришедший на почту человек?

«Это Родина-мать держит герб Могилева, как оберег, – пояснил Виктор Буга. – Можно сказать, что, работая над этим образом, я представлял свою маму. Обыкновенную крестьянскую женщину, Надежду Трофимовну, родом из деревни Лыково. Сейчас ей 91 год».

Помимо двух впечатляющих (не только по размерам) панно, Виктор Буга является автором и серии «залитых» в стекло рисунков, дающим посетителям главпочтамта возможность увидеть, какими были в прошлом некогда украшавшие Могилев уже исчезнувшие и еще существующие здания. Так сказать, застывшая в графике история родного города. Почтовая служба ей в помощь!

Рисунок Виктора Буга. Могилевский главпочтамт, март 2023 года.
Рисунок Виктора Буга. Могилевский главпочтамт, март 2023 года.