Не только «Вокруг смеха»
Давненько мы не вели разговор о дураках. Точнее, вообще никогда о них не говорили. Хотя с высоты прожитых лет понимаешь: в годы молодости практически через одного (если не больше) ими, дураками, являлись.
Но сегодня, 1 апреля, как раз удачный момент, чтобы затронуть тему: все-таки День смеха, или, как его еще называют во многих других странах, День дурака. В СССР, конечно, первый день апреля был Всесоюзным днем смеха, тогда ни о каких дураках, вплоть до конца 1980-х, никто даже не догадывался.
Одно время своеобразным флагманом юмора в Союзе была телепередача «Вокруг смеха», которую с 1978 по 1991 годы вел поэт-пародист Александр Иванов. А придумал ее заведующий юмористическим отделом «Литературной газеты» Виктор Веселовский. Далеко не дурак!
Сюжет не реальный. Но ты веришь в него!
В начале 1980-х годов Веселовский приезжал с выступлением в наш город и автор этого материала даже случайно встретился с ним в фойе гостиницы «Могилев». Мое удивление было столь высоким по накалу, что, увидев хорошо известного всей огромной стране бородача, я попросту потерял дар речи. Тем более, что несколькими днями ранее мне пришло от него письмо из «Литгазеты», где товарищ Веселовский объяснял тогда еще только начинающему карикатуристу, почему мой рисунок не будет опубликован на страницах издания. А ведь тогда, при случайной встрече в Могилеве, надо было хоть по доброму «наехать» на Веселовского: ну-ка публикуй карикатурку! Я не догадался, дурак!
Рисунки корифеев карикатуры – Виталия Пескова, Сергея Тюнина, Василия Дубова, увиденные в самом начале 1970-х годов в советской периодике, перевернули мой внутренний мир. Я вдруг понял, что об окружающей тебя жизни можно говорить языком изображений, которые, с одной стороны, восхитительно остроумны, с другой – необыкновенно жизненны и даже актуальны. Как будто их автор только что скопировал ситуацию в соседнем магазине, близлежащей пивной или в родном тебе учреждении. Хотя сюжет картинки вполне мог быть прямо-таки не реальным. Но ты верил в него, дурак!
«А вот про карикатуристов этого не скажешь…»
Примерно с 1972 года я окончательно и бесповоротно подписался под транспарантом «Хочу быть карикатуристом». В годы учебы в машиностроительном институте вместе с Васей Маком трудился над самиздатовским журналом «Агамемнон», в котором карикатуры занимали одно из главных мест. Кое что рисовал в факультетской стенгазете «Транспортник».
Никогда не забуду ставшую для меня во многом «путеводной» фразу ответственного секретаря газеты «Могилевская правда» Виктора Юшкевича: «Художников – много, а вот про карикатуристов этого не скажешь».
Кстати, как человек, более 40 лет отдавший карикатурному творчеству, могу отметить: дело это не только весьма увлекательное, но и чреватое (как говорят артиллеристы) приличной отдачей. Это когда орудие движется в сторону, обратную выстрелу. А ты поначалу об этом даже не догадываешься, дурак!
Однажды один из высоких партийных начальников узнал себя на моей картинке. Несмотря на то, что изображение человека на трибуне было стилизованным, гипертрофированным – нос, по форме напоминающий перезрелый огурец, глаза-запятые, живот-арбуз… К слову, подобный персонаж к тому времени стал уже признаком появления моего собственного почерка. Но в данном случае никакие творческие почерки никого не интересовали.
Отстоять свое доброе имя тогда пришлось путем потери многих нервных клеток. Да и в дальнейшем похожих разборок хватало. В отличие от нервных клеток. Ведь одно дело, когда ты рисуешь совершенно абстрактный образ, и совсем другое, когда в рисунке все узнаваемо. Тогда только и слышишь от коллег: «И тебе это надо было, дурак!».
Продолжение следует.