– Я даже не помню, как его звали – парня, который пригласил меня в свою лабораторию. Это был приспособленный уголок в доме: отгороженный черной шторкой, внутри – красный фонарь. Меня поразило то, что увидел: на белом листе бумаги четко зафиксированное мгновение прошлой жизни, возникшее из ниоткуда. Это казалось чудом! – вспоминает свою первую встречу с процессом создания фото Николай Николаевич.
Увиденное не оставило мальчишку в покое: он делился впечатлениями с друзьями, рассказывал о тайне фотографии бабушке и дедушке. Видели ли они в любимом внуке состоявшегося фотографа? Возможно, мечтали об этом. Но решили подарить ему фотоаппарат, скорее всего, для того чтобы меньше болтался по улице с ватагой, у которой каждый вечер был наполнен не всегда безопасными приключениями.
– Это была «Смена» – я чувствовал себя самым счастливым ребенком, – делится пережитым Николай Николаевич. – Тот же парень, у которого побывал в лаборатории, объяснил, где что купить, как и что делать. Первое время снимал в основном родных и друзей, печатал и дарил фото им же, потому что долго для меня фотография была синонимом портрета.
Мальчишка с фотоаппаратом в руках чувствовал себя старше, к нему изменилось отношение взрослых, повысилась самооценка, но, увы, рядом не оказалось никого, кто бы рассказал, что фотография – это не только интересный момент быстротекущего времени. Снимок может рассказать целую историю – человека, дерева, города, или передать переживания и терзания автора. Но этому нужно учиться…
– Я с удовольствием снимал все, – признается фотограф, – все, что нравилось, за что цеплялся взгляд. Мне даже прислали фотоаппарат в армию, когда я служил. Часто восторгались и хвалили результат, но это были люди, которые воспринимали снимок, как я сам: это красиво, а это – не очень. А мне хотелось чего-то большего.
Фотография – это увлечение, – объяснял он себе, когда выбирал будущую профессию. – Родные советовали освоить что-то такое, что поможет и квартирный вопрос решить, и неплохо зарабатывать. Жизненные обстоятельства заставляли многое менять: работал на нескольких промышленных гигантах Могилева, освоил несколько профессий – сварщик, полировщик, плотник, электрокарщик. Но фотография всегда была рядом – как бонус, яркий и особенный штрих жизни.
– В 90-е годы в больших окнах ЦУМа Могилева выставляли огромные стенды со снимками фотографов городского фотоклуба «Радуга», – рассказывает Николай Николаевич. – Они меня притягивали, как магнит. Невероятно хотелось, чтобы и мои фотографии там разместили. Однажды набрался смелости и пришел в клуб. Встретили приветливо, добродушно и предложили принести с десяток работ, которые нравятся самому. Я выбрал, как мне казалось, самые лучшие кадры только состоявшейся семейной поездки в Ленинград. – Ты не обижайся, но это просто открытки, – такой была реакция на них мэтров клуба. Внутри у меня все похолодело, во рту пересохло…
Но не оттолкнули. – Если хочешь, приходи, будешь учиться, поможем с литературой, подскажем. – Конечно же, я хотел и пришел. Поделились книгами по фотоделу, и я начал «копать, копать и копать».
Уже на ближайшем клубном конкурсе фотографий его снимок отметили профессионалы. Это вдохновило. Приоритетной стала репортажная съемка: носился по Могилеву практически все свободное от работы время с желанием уловить ритм города: снимал проходящие на его территории спортивные соревнования, массовые мероприятия, концерты, фестивали. Принимал участие в межклубных и зарубежных выставках.
– Не отрицаю, это был очень интересный период и хороший опыт, – признается фотограф. – Даже появилось желание им поделиться. Я тогда работал на Техноприборе. В профкоме предприятия предложил создать для детей его работников фотокружок. Откликнулись. Опыта педагогического у меня не было, но это не помешало наладить контакт с детьми. Я как своим, радовался их победам на различных городских конкурсах.
Репортажные фото Николая Хотяинцева охотно брала для публикаций областная газета «Могилевская правда». Лет пять он занимался свадебным фото.
– Получалось зарабатывать фотографией, что также было впервые у меня в жизни. Но очень скоро я понял, что пропускаю что-то очень важное, что уже невозможно вернуть, потому что, например, свадебная съемка требует полной отдачи – работать приходилось сутками: днем снимаю, ночью отбираю и обрабатываю фото, утром печатаю, чтобы к обеду уже отдать заказчику. Суета утомляла настолько, что хотелось уйти подальше от людей, чтобы насладиться тишиной. И я уходил, – признается Николай.
Фотография научила его останавливаться, чтобы присмотреться, затаить дыхание, чтобы сосредоточиться. Этот навык помог увидеть то, что раньше ускользало от беглого взгляда, – увидеть неповторимую красоту окружающего мира в тот самый момент, когда искал уединения.
– Сначала я увлекся фотографированием пейзажей, потому что это направление полностью зависело только от меня: появилось желание, взял фотоаппарат в руки – и снимаю. Но со временем понял, что это именно то, что искал – это мое! Пейзаж пришел с годами, как понимание вечности в красоте. Я простой мальчишка из городского поселка жил с этой гармонией природы и человека всю жизнь, но принимал все это как само собой разумеющееся. С возрастом стал немного философом, понимающим, как важно в жизни делать именно то, что хочешь, что нравится, что радует душу. Захотелось передать все, что чувствую, глядя на летний закат, или ступая босыми ногами по росистой траве, «рассказать» через фотографию про тишину раннего утра и про запах скошенной травы… Мой опыт мне это позволял. Этим я занимаюсь и сегодня...
PS: В Могилевском областном краеведческом музее 31 марта открывается персональная выставка работ Николая Хотяинцева «Весны чарующая сила…». В состав экспозиции войдут снимки, объединенные темой весны, а это пейзажи, сделанные в Могилеве и в его окрестностях, сюжеты, рассказывающее про возрождение жизни в природе после зимы. Торжественная церемония открытия проекта состоится в 16.00.